Сообщество «Форум» 15:10 5 сентября 2021

2021-09-05 СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Подлинная социальная справедливость может быть обеспечена только на основе равной степени социальной справедливости для всех членов общества.

Словосочетание «социальная справедливость» является одним из самых распространенных выражений и современного политического языка, и программ политических партий.

При этом, считается, что феномен «социальная справедливость» относится к категории не поддающихся научному пониманию, как и, например, категории «смысл жизни человека» и «счастье». Все эти слова как-то по-своему понимают, часто произносят, но приемлемого для всех определения дать никто не может.

Одни авторы понимают под социальной справедливостью ключевое общественное отношение будущего посткапиталистического общества и громогласно транслируют аудитории его содержание, перспективы и механизмы достижения. Другие столь же рьяно доказывают полную несостоятельность предлагаемых оппонентами концепций, противоречивость имеющихся представлений о справедливости и реальной жизни, пагубность безнадежных устремлений за ней. Одни называют справедливым полную уравниловку, полное равенство в потреблении. Другие считают, что справедливо экономически «пожирать» друг друга. Мол, так «высшими силами» устроен весь живой мир и не престало людям, ничтожным его «тварям», что-либо менять.

Отнесемся к проблеме диалектико-материалистически.

1. Этимология выражения «социальная справедливость».

Представляется, что не вызовет ни чьих возражений понимание «социальной справедливости», как некоего словестного выражения, как некоторой функции двух слов «социальная» и «справедливость», каждое из которых может быть определено тем или иным образом.

«Социальная», бесспорно, есть общественная. То есть социальная справедливость есть справедливость, развивающаяся в человеческом обществе.

С понятием (категорией) «справедливость» дело обстоит много сложнее.

2. Этимология слова «справедливость».

двойной клик - редактировать изображение

Слово «справедливость» можно представить состоящим их следующих частей: с-пра-ведл-ив-ость. Окончание -ость означает в русском языке некую основу, некий стержень, вокруг которого формируется нечто, образующее некую целостность, и указывает на некоторую направленность развития объекта, системы. Слова с окончанием –ость могут означать некое свойство (состояние) объекта. Например, слово «твердость», которое означает свойство (качество, состояние) объекта, обеспечивающее препятствование (сопротивление) проникновению одного объекта в состав и структуру другого. В других случаях окончание -ость придает слову значение не только состояния, но и процесса. Например, слово «обороноспособность» предполагает еще и временные изменения, и временное измерение состояний способности государства иметь возможность отразить внешнюю агрессию и сохранить территориальную целостность и независимость в течение некоторого времени.

В сочетании с приставкой с- слово с окончанием -ость может означать процесс-состояние чего-либо, основой, стержнем, основным содержанием, основной характеристикой которого является это нечто, заключенное между приставкой и окончанием.

Данное предположение подтверждается присутствием в средней части слова «справедливость» словообразовательного суффикса –ив-, который в прилагательных (и не только) часто подчеркивает постоянство, главенство свойства, качества, а также склонность к чему-нибудь, обладание каким-нибудь качеством в большой степени (например, игривый котенок, ленивый ученик, плаксивый малыш, червивое яблоко).

Какое же содержание подчеркивается в нашем слове таким двукратным усилением. Это корень слова -пра- и суффиксы -вед- и -л-.

Корень -пра- происходит от древнеславянского прилагательного «правъ», которое означает «прямой», «не отклоняющийся в стороны». Он является также и корнем слова «правда», близкого по значению со словом «истина».

Суффикс -вед- происходит от древнеславянского слова «ведать», которое означает «знать», «иметь сведения о чем-либо». Он входит еще и в слово «поведение», означающее системное состояние и изменение совокупности характеристик объектов материального мира, как внутри самих себя, так и в отношениях между собой. Такое понимание распространяется, в том числе, и на поведение человека, коллектива и общества.

Суффикс -л- образует прилагательные со значением обладания признаком, названным в исходном слове (например, светлый, от слова свет).

Диалектика этих отдельных пониманий в целом может быть такой. Суффикс –вед- в слове «справедливость» означает знание и поведение (состояние, взаимоотношение и отношение). А часть –правед- означает правильное знание, правдивое знание, истинное знание и, одновременно, правильное поведение, правильное отношение к чему-либо. Поскольку знание является результатом и средством познания, познавательной деятельности человека, постольку правильное, правдивое, истинное знание может быть лишь безошибочным отражением в сознании человека и общества объективных состояний и взаимоотношений элементов объективного материального мира. Поэтому часть –правед- это, прежде всего, безошибочное (правильное, правдивое, прямое, без извилин и изъянов, наилучшее) знание об объективных свойствах и объективных закономерностях существования и взаимодействия элементов и систем материи, человека и общества, как их части. Всякое отклонение от этого истинного знания объективных законов есть уклонение от истины, правды, правости, правильности.

Суффикс –л- совместно с приставкой –с- усиливает тот выявленный существенный характер поведения, активности, деятельности субъекта отношений, как деятельность в соответствии с правдивым (безошибочным) знанием об объективных законах объективного мира. А суффикс –ив- придает этому поведению базовый, основополагающий, стабильный, систематический характер: «справедлив-».

Поэтому, слово «справедливость» в целом означает основную, базовую, постоянную и систематическую основу поведения человека в своем отношении ко всем объектам и системам окружающего его мира, заключающуюся в организации своей жизни и деятельности с наибольшим соответствием объективным законам существования и развития материального мира и человека.

Таким образом, справедливость есть отношение человека к своей жизнедеятельности, к развитию общества, как нацеленность, как стремление человека к максимальному соблюдению объективных законов саморазвития материи, к выстраиванию своего поведения в наиболее полном соответствии с объективными законами саморазвития природы, человека и общества.

Поэтому, справедливым является способ жизни человека и общества, заключающийся в максимальном следовании объективным законам саморазвития неживой и живой материальной природы.

3. «Справедливость» в неживой природе.

Справедливость есть, конечно, сугубо человеческой качество, свойство, отношение человека к себе самому и окружающему миру. Оно формируется в индивидуальном сознании человека и общественном сознании, как совокупном индивидуальном сознании всех взаимодействующих членов общества.

В неживой материальной природе нет субъекта, способного формировать отношение знания к себе и окружающим формам материи, какого-либо субъективного отношения, отношения сознания. С другой стороны, ввиду того, что в неживой природе ни в одном объекте, ни в одной системе не существует неточного, неполного, неправильного (и т.д.) «знания» о природе, в ней нет и никаких отклонений (искажений) от ее самосуществования и саморазвития в соответствии с объективными законами, обусловливающими это ее бытие. В связи с этим и в этом смысле, в неживой природе все процессы являются «справедливыми». Ибо все они осуществляются в соответствии с объективными законами, а не вопреки им.

Например, справедливым является падение вниз ущелья камня, сорвавшегося со скалы. Даже если этот камень попадает по пути в какое-либо дикое животное (как бы это не выглядело жестоким). Ведь камень подчиняется в своем падении закону всемирного тяготения.

4. «Справедливость» в живой природе.

Высокоразвитые во всей живой природе уникальным образом нервная система и головной мозг человека не есть пресловутая «вещь в себе» или «божественный дар», а есть продукт длительного и закономерного развития нервных систем различных животных, и простейших, и приближающихся по сложности к человеческой. Применительно, например, к высшим млекопитающим, приматам можно говорить о наличии в их мозге некоторых зачатков «человеческого» сознания. Именно поэтому можно признавать и наличие у них некоторых зачаточных и частичных «человекоподобных» отношений к самим себе и окружающему миру. В том числе и частичных, зачаточных отношений «справедливости».

Поэтому, например, достигший половозрелого возраста молодой лев может испытывать некое чувство «несправедливости» по поводу того, что альфа-самец прайда препятствует ему в реализации его естественно-природных, а потому «справедливых» потребностей. И так далее.

5. Биологическая справедливость в обществе.

Жизнь людей в обществе протекает в самых разнообразных формах и отражается в сознании человека посредством разделения целостной системы поведения на отдельные области и сферы деятельности. Они включают и биологические, и психологические, и экономические, и юридические, и многие другие отношения. И, поскольку человек есть существо биосоциальное, постольку биологическая жизнь всегда представляла для людей важнейшую сферу их бытия и всегда сопровождалась развитием важнейших отношений.

Вообще жизнь любого биологического существа на Земле подчиняется многим объективным физическим, химическим, биологическим законам. Одна из таких закономерностей заключается в том, что если животное родилось, оно, естественно и закономерно, должно вырасти, достичь половой зрелости, произвести потомство и прекратить свое существование. И прерывание этой цепочки является нарушением нормы, отступлением от естественного закона, если только оно не осуществляется в соответствии с законом большего приоритета (например, если малька карася съела щука). И поскольку «сознание» у рыб «нано-размерное» (предельно малое), постольку вряд ли его гибель воспринимается другими рыбами, как несправедливая.

В первобытнообщинные времена каждый взрослый человек мало зависел от другого человека. Но уже и тогда существовало понимание (знание) естественно-природной необходимости продолжения рода, создания семьи, вскармливания и воспитания детей. Тем не менее объективной зависимости от непременного выживания каждого взрослого человека и ребенка (осознания объективной закономерности и целесообразности сохранения их жизней) не было. Потому и лишение жизней других особей общины, например, в форме жертвоприношения было общепринятым и не считалось несправедливым.

Позднее, в феодальные времена человечество познало экономическую эффективность сохранения жизни прежним рабам (в соответствии с биологическим законом живой материальной жизни, а не вопреки нему). Поэтому рабы могли продолжать жить, работать и приносить хозяевам прибавочный продукт. Поэтому убийство хозяином своего подопечного после запрета рабовладения стало считаться не только несправедливым поступком, но и наказуемым преступлением.

Со временем общество все более и более осознавало, что основным источником роста общественной производительности является неуклонное развитие и углубление общественного разделения труда. А это означает, что это углубление разделения и рост производительности могут развиваться только в процессе неуклонного роста предложения труда, неуклонного возрастания численности трудоспособного населения. И неуклонного возрастания его способности осваивать новые разделенные специфические виды трудовой деятельности.

С тех пор и поныне наиболее просвещенные люди понимают, что социально справедливыми (потому, что обусловленными естественными и объективными законами природы и общества) являются все действия человечества по всемерному возрастанию численности населения, повышению продолжительности активной трудовой жизни людей, сохранению их здоровья и повышения образовательного и профессионального уровня.

6. Юридическая справедливость в обществе.

Громадное количество отношений между людьми в обществе регулируются различными законами, оказываются в поле законодательства, являются юридическими и правовыми отношениями. В правовых и нормативных актах (законах, сводах законов, кодексах, конституции) описаны поступки, деяния людей, их результаты и последствия, меры наказания за них. Это писаные юридические законы общества.

Главным юридическим отношением общества провозглашается законность. А главными принципами осуществления правосудия в обществе являются принцип законности, принцип неотвратимости наказания и принцип адекватности наказания тяжести преступления.

Но юридические знания являются лишь, более или менее, точным отражением в юридическом и общественном сознании объективных законов саморазвития человеческого общества, как высшей формы развития материального мира. И не все, не всегда, и не самые главные законы природы и общества адекватно и точно отражаются в законодательной базе государства.

И люди, уполномоченные обществом или государством, не всегда адекватно отражают в своем индивидуальном, пусть и профессиональном юридическом, сознании эти объективные закономерности с необходимой точностью (искажают, интерпретируют, игнорируют их).

Все эти обстоятельства обусловливают возникновение в сознании людей нередких и вариативных по величине представлений о несоответствии наказания преступлению, как предусмотренному законом, так и объективному содержанию проступка или преступления. В связи с этим у людей возникает отношение справедливости или несправедливости принятого в суде решения. Несправедливости и самого закона, и правоприменительной практики (помните знаменитое «Деточкин, конечно, виноват. Но он не виноват!»).

Важнейшими способами повышения справедливости правосудия в стране являются устранение предпосылок отступления субъектами правосудия от духа и буквы закона и приведение писаного юридического законодательства в максимальное соответствие с наиболее адекватными и прогрессивными социально-экономическими законами общества, а также с объективными законами саморазвития человеческой цивилизации и материальной природы.

7. Экономическая справедливость в обществе.

Наиболее масштабной, многомерной и многоплановой человеческой деятельностью является экономическая жизнь человека и общества. А главные отношения в обществе — это экономические отношения.

Основным содержанием этой экономической жизни всегда являлось и остается производство и обращение различных продуктов производства, объектов потребления. А главным способом осуществления такой деятельности был, есть и будет человеческий труд во всех его конкретных разновидностях (некоторые авторы ошибочно отделяют предпринимательскую разновидность человеческой деятельности от труда).

Исторически всегда складывалось так, что все из многих людей всегда трудились по-разному, большее или меньшее время, и производили, как совершенно одинаковые, так и предельно отличающиеся друг от друга продукты труда – будущие объекты потребления. Одновременно с этим все из многих людей всегда потребляли различные по номенклатуре, количеству и качеству объекты потребления. И слишком часто в обществе наблюдалось меньшее или большее, а часто громадное, несоответствие потребления и труда. Между тем, как тысячелетняя практика и, отчасти, наука убеждали людей в том, что объективно, по крайней мере, вопиющее несоответствие труда и потребления противоречит всем интуитивно осознаваемым объективным законам природы м справедливости. Такое положение дел порождало в обществе отношение экономической несправедливости.

Выгодоприобретатели этого несоответствия всегда и всячески оправдывали его, якобы, высшими законами бытия (например, социальным дарвинизмом), и всеми способами консервировали традиционные производственные отношения. Людям, «обиженным» текущим порядком несправедливого распределения общественного богатства спасительной казалась уравнительная система распределения общественного продукта по всем членам общества (коммуны, колхозы). И между этими крайностями общество тем или иным образом испробовало многие различные системы распределения. Но адекватное определение воздаяния за труд всегда оставалось недостижимым.

Подлинно научное решение проблемы стало возможно только с введением в экономическую теорию автором этого материала тройственного характера труда (как развитие двойственного характера труда, открытого К. Марксом) и тройственного строения продукта труда в составе потребительной значимости, стоимости и ценности. Благодаря этой научной новации продукт труда получил два трудовых измерения: трудо-затратное, в лице стоимости, как индивидуальных и фактически осуществленных при производстве продукта затрат абстрактно-затратного труда (себестоимость) и ценности, как минимальных (минимально возможных) альтернативных индивидуальных и фактических затрат труда данного потребителя по обретению данного продукта в потребление. В большинстве случаев эти минимальные затраты обретения равны минимальной стоимости изготовления какого-либо продукта своего труда, обмениваемого на получаемый продукт, плюс затраты на обмен.

В действительности и в наноэкономике Сафончика В.Н. продукт труда имеет не одну только стоимость (как в марксизме) и не одну только ценность (как в экономикс), а и стоимость, и ценность одновременно. Причем, как правило, ценность продукта данного труда для его потребителей превышает его стоимость (себестоимость).

Появление двух трудосодержащих категорий продукта труда позволило графически представить их соотношение в виде диаграммы стоимостей продукта, сформулировать и математически выразить новую категорию наноэкономики, обновленной политической экономии: степень социальной справедливости. А также определить и выразить другие важные категории процесса труда – «стоимостную производительность труда», «стоимостную эффективность труда» и «степень эксплуатации» труда (работника).

8. Степень социальной справедливости.

На рис. 1 представлена типовая диаграмма стоимостей-ценностей производительного и «умеренно» эксплуатируемого работника.

двойной клик - редактировать изображение

Рис. 1 Диаграмма стоимостей производительного эксплуатируемого работника

Производительностью труда в стоимостном измерении «ПТ» называется частное от деления общественной ценности продукта этого труда «Цобщ» на его стоимость «С».

ПТ = Цобщ / С

Эффективностью труда «ЭФТ» называется частное от деления разности между общественной ценностью продукта этого труда «Цобщ» и его стоимостью «С» на стоимость «С» продукта этого труда.

ЭФТ = (Цобщ - С) / С

Степенью социальной справедливости «ССС» в обществе по отношению к данному частичному труду называется частное от деления разности между оплаченной ценностью «Цопл» продукта этого труда (заработной платой) и его стоимостью «С» на разность между общественной ценностью продукта «Цобщ» и его стоимостью «С».

ССС = (Цопл - С) / (Цобщ – С)

Степенью эксплуатации труда «СЭ» называется частное от деления разности между общественной ценностью продукта этого труда «Цобщ» и его оплаченной ценностью «Цопл» на разность между общественной ценностью продукта «Цобщ» и его стоимостью «С».

СЭ = (Цобщ - Цопл) / (Цобщ – С)

Из диаграммы стоимостей производительного работника (Рис.1) в масштабе рисунка

ПТ = 2 = 200% ЭФТ = 1 = 100% ССС = 0,64 = 64% СЭ = 0,36 = 36%

Из диаграммы видно, что при неизменном положении на оси абсцисс точек «С» стоимости и «Цобщ» общественной ценности продукта труда и при перемещении точки «Цопл» (величины заработной платы) влево уменьшается и зона социальной справедливости, и степень социальной справедливости «ССС» общества по отношению к данному труду. И наоборот. Зона эксплуатации и степень эксплуатации «СЭ» изменяются в обратном порядке.

двойной клик - редактировать изображение

Рис. 2. Диаграмма стоимости-ценности для предельно эксплуатируемого работника

На рисунке 2 представлена диаграмма стоимости-ценности предельно эксплуатируемого работника. Здесь в масштабе рисунка:

ССС = 17%, СЭ = 83%

двойной клик - редактировать изображение

Рис. 3. Диаграмма стоимости-ценности для минимально эксплуатируемого работника

На рисунке 3 представлена диаграмма стоимости-ценности минимально эксплуатируемого работника. Здесь в масштабе рисунка:

ССС = 82%, СЭ = 18%

Можно отметить, что при приближении точки «Цопл» величины оплаты труда к точке его общественной ценности «Цобщ» благодаря своеобразному «эффекту подпирания» и из факта увеличения полученных денежных средств создаются предпосылки расходования работником дополнительных средств на повышение квалификации своего труда и связанного с этим последующего повышения ценности производимого продукта и стоимостной производительности труда работника.

Следует отметить, что стоимостное и ценностное измерение труда и его продукта, как они были мною определены, и соотнесение характеристик на диаграмме стоимостей носит универсальный характер и одинаково успешно применимо к каждой разновидности конкретного (по Марксу) труда в обществе, в том числе и труда по государственному управлению.

9. Равная степень социальной справедливости.

Различные вариативные значения величин стоимостей, общественных ценностей продуктов труда и величин вознаграждения за труд обусловливают наличие для различных работников колоссального количества соответствующих фактических диаграмм стоимостей и величин степени социальной справедливости к их труду в обществе.

Однако, во всем этом разнообразии значений стоимостей (себестоимостей) «С» продуктов разных видов труда и рыночным образом определенных ценностей «Цобщ» всегда существуют значения величин оплаты соответствующих видов труда «Цопл», при которых степени социальной справедливости «ССС» у всех работников общества будут РАВНЫМИ. Соответственно отличающимися от степени социальной справедливости «ССС», но равными для всех работников будут и степени эксплуатации «СЭ». На рис.4 представлен такой случай.

двойной клик - редактировать изображение

Рис. 4. Типовое соотношение стоимостей, зарплат и ценностей для 10-тизвенной структуры экономики при равной для всех степени социальной справедливости ССС и степени эксплуатации СЭ при социализме 2.0.

Здесь стоимости продуктов труда всех категорий работников общества условно изменяются от 8 ед. у уборщицы до 24 ед. у президента страны. Соответственно, ценности – от 16 ед. у уборщицы до 480 ед. у президента. При этом, при сохранении для всех категорий работников равной степени социальной справедливости ССС=0,8 и степени эксплуатации СЭ=0,2 заработная плата (вознаграждение за труд) изменяется от 14,4 ед. у уборщицы до 388,8 ед. у президента страны.

Можно смело утверждать, что высшей формы экономической социальной справедливости в обществе можно достичь только при представлении и измерении ее (в соответствии с изложенным) степенью социальной справедливости «ССС» и правовым и институциональным обеспечением равенства ее величины для всех работающих членов общества. Обеспеченная таким образом экономическая справедливость станет залогом реализации в обществе высшей и всесторонней общественной социальной справедливости.

За равную степень социальной справедливости!

За СОЦИАЛИЗМ 2.0!

12 ноября 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x