Сообщество «Форум» 18:53 4 сентября 2021

2021-09-04 ОТВЕТ ДМИТРИЮ НИЧИПУРОВИЧУ

О смысле жизни и о духовности. Ответ на комментарий к статье «Что делать сегодня?»

Осознание своей биологической и мыслительной (духовной) конечности в этом мире - есть самый страшный вывод в жизни человека. Поэтому всей тяжести этого осознания человечество тысячелетиями и всячески противопоставляет бездну всевозможной и кажущейся спасительной лжи. Не случайно, например, В.С. Высоцкий пел по этому поводу: "Хорошую религию придумали индусы...".

А вот другой, далеко не глупый человек, Максим Горький (А.М. Пешков) писал: "Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека"!

А правда состоит в том, что только все совокупные вселенские элементарные и субэлементарные частицы в своей стабильности и во всех своих взаимодействиях друг с другом остаются вечными (не исчезают). А вот их мелкие и гигантские структурные совокупности - атомы, молекулы, кристаллические решетки, белковые цепочки и тела нестабильны (распадаются) с течением времени от ничтожных долей секунды до, скажем, тысячи лет (отдельные деревья). И человеческий "век" существования в таком сверхсложном образовании элементарных частиц достаточно короток. Увы.

Поэтому о какой-либо вечности (да и то условной и частичной) человеческой жизни можно говорить только, как о продолжении человека (его генома) в его детях, в его потомках, а его духовности - в продуктах его труда (великие произведения науки и техники, искусства).

И несколько слов о духовности (боюсь, не всем на «Завтра» они понравится).

Человеческая жизнь во всех ее формах и проявлениях есть жизнь материальная, материалистическая. В том числе и жизнь, деятельность нервной системы и головного мозга. Вся эта жизнь - это физические и химические формы движения материи, составляющей строение этих человеческих систем. В том числе и материалистические формы, обеспечивающие восприятие органами чувств, обработку, хранение всех чувственных ощущений, которыми человек отражает окружающий его материальный мир.

Процесс такого физико-химико-биологического отражения внешнего материального мира сопровождается и заканчивается формированием в мозге человека соответствующих, опять-таки, биологических структур и связей между ними. По этим структурам и связям циркулируют нервные импульсы (сигналы), образующие в своей уникальности конкретные образы и фрагменты памяти, соответствующие объектам материального мира, результатом отражения которых они и являются. И все это – материалистические физико-химические и биологические процессы, отражающие воздействие на человека внешнего мира.

Но эти биологические процессы имеют свойство воспроизводиться в мозге человека и без непосредственного прямого воздействия на органы чувств. Существуют «внутренние» зрение и слух - человек с закрытыми глазами и в полной тишине «видит» и «слышит» образы своих прошлых восприятий, отражений. Внутренне «ощущает» прошлые вкусы и запахи, мысленно «перечитывает» бумажные тексты, «внутренним» голосом декламирует стихи. И все это осуществляется посредством все тех же физико-химико-биологических процессов в мозге человека, при частичном или наибольшем отключении его органов чувств, органов восприятия внешнего мира. К подобного рода процессам относятся и вИдение снов.

Это и есть формы внутренней мыслительной жизни человека. Это и есть содержание того, что принято называть его духовной жизнью, человеческой духовностью. Это есть, тоже физико-химико-биологическая, «внутренняя», максимально изолированная от внешней, духовная сознательная жизнь.

Именно поэтому лично для меня наиболее плодотворными в творческом плане являются ранние утренние часы, когда в полной тишине и с закрытыми глазами (при отсутствии запахов и минимуме внешних ощущений) можно содержательно (и без внешних помех) о многом подумать и о многом «поговорить» с самим собой.

Не случайно именно поэтому в религиозной среде наивысшее проявление духовности верующие люди связывают с образом жизни (максимальное отречение от плотский ощущений и взаимодействия с окружающим миром, уединение) и плодами деятельности различных монахов, отшельников, обитателей скитов и одиночных келий.

Обладание духовностью в таком понимании есть универсальное свойство, универсальная способность всех (биологически здоровых) людей, развитая у каждого конкретного человека, разумеется, в различной степени. Это может быть высочайшее «внутреннее» духовное творчество великого конструктора или композитора. И это, к сожалению, может быть «внутренняя» духовная жизнь насильника или террориста, замышляющего и осмысляющего свои мерзкие деяния. И воспитывать в человеке нужно не абстрактную и какую попало духовность, а духовность подлинно человеческую, соответствующую глобальному смыслу жизни человека, смыслу существования человечества.

Совершенно очевидно, что какая-либо такая содержательная духовная жизнь человека, как правило, прекращается у людей, проживающих последние дни и часы их жизни. Это знает каждый, у кого на руках умирали близкие люди (например, от пневмонии), которые, оставаясь еще биологически живыми, от нехватки кислорода в крови и мозге частично или полностью теряли способность к восприятию внешнего мира, да и внутреннего мира тоже (может быть даже «внутренне» не воспринимали боль). Всякая духовность исчезала у них значительно раньше прекращения биологической жизни. Что уж говорить о «переселении» духа куда бы то ни было после биологической смерти.

Вот такая она, на мой взгляд, правда материи и духа. И человеку лучше жить с такой правдой, чем с ложью, даже «во спасение».

1.0x