Авторский блог Олег Щукин 04:00 9 ноября 2011

Ноябрьские праздники

<br>

Ноябрьские праздники Политическая реальность в России очень далека от официальной картины
09 ноября 2011 года Номер 45 (938)

Начало ноября, отмеченное официальным стартом очередного выборного цикла, оказалось богато и на вроде бы периферийные, но, в то же время, весьма показательные политические события, очень напоминавшие смотр не условно-бутафорских, а реальных сил, способных, в случае необходимости, принять куда более весомое, чем обычно, участие в решении вопроса о власти.
В Москве заявили о себе четыре структуры, способные в той или иной степени мобилизовать своих сторонников для прямого политического действия. Ими — в порядке крещендо, то есть нарастания, — оказались коммунисты, националисты, мусульмане и действующая «властная вертикаль».
КОММУНИСТЫ традиционно отмечали праздничной демонстрацией и митингом 7 ноября — день Великой Октябрьской социалистической революции. По данным КПРФ, в Москве в этих мероприятиях участвовало до 50 тысяч человек, по данным силовых структур — не более 4 тысяч. Что показательно, те же цифры озвучивались и год назад, хотя, по свидетельству независимых наблюдателей, нынче под красными флагами с серпом и молотом собралось намного больше людей, чем в 2010 году. Особенно бросалось в глаза множество молодых лиц с эмблемами КПРФ на груди, что свидетельствует о серьезно выросшем уровне политизации молодёжи: российской в целом и столичной, в частности: как говорится, нужда научит пряники есть, а в кризисные моменты расслабленность и равнодушие — не самые популярные линии поведения. Демонстрация прошла от Пушкинской площади по Тверской улице до Театральной площади, где у памятника Карла Марксу и напротив вновь открытого здания Большого театра состоялся митинг. Бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов с трибуны призвал к победе на выборах и к проведению не разрушительных, рыночно-капиталистических, а спасительных, социалистических реформ в России.
Степень «встроенности» руководства КПРФ в действующую систему российской власти чрезвычайно высока, хотя понятно, что её судьба на грядущих выборах будет решаться лишь отчасти и далеко не окончательно. И насколько те 20% избирателей, которые, согласно соцопросам, будут голосовать за коммунистов, сумеют включиться в реальную борьбу за власть, если та выплеснется из чиновных кабинетов и прочих «коридоров власти» на улицы и на производства, как в начале 90-х годов — очень большой вопрос. Кто из 70%, проголосовавших на референдуме 17 марта 1991 года за сохранение Советского Союза, вышел в августе или декабре того же года защищать его от «реформаторов-демократов»? И кто возглавлял бушующие людские толпы чёрной осенью 93-го? Подобные вопросы можно множить и множить. Ответы на них вызывают сомнения в реальной — не на словах, а на деле — готовности КПРФ и её сторонников возглавить страну и спасти её от новой катастрофы.
«РУССКИЙ МАРШ» в этом году, по сравнению с предыдущим, тоже удался на славу. В Люблино, по разным оценкам, собралось не менее 15 тысяч человек, намеренных продемонстрировать существование в Российской Федерации государствообразующего этноса, чьи интересы ущемляются и властями, и «малыми народами» с достаточно большими и всё время растущими претензиями на общефедеральную власть и собственность.
«Нацдемовские» лозунги: «Хватит кормить Кавказ! » и «Каддафи убит. Кто следующий? » — очевидно доминировали в этой акции. Хорошо, хоть лозунга «Хватит кормить Москву! » на «русском марше» в Москве не было видно. Но точно так же не было видно и альтернативного лозунга «Хватит кормить Уолл-стрит! » Конечно, говорить о том, что национальный протест русского большинства окончательно перехвачен сторонниками «цветных революций» и развала России, было бы и неправильным, и неуместным — в конце концов, даже среди этих нескольких тысяч активистов сторонники Навального, Крылова и Ко были в явном меньшинстве — но это было хорошо организованное, агрессивное и «знающее свой манёвр» меньшинство, способное повести и увести за собой очень многих из тех, кто сегодня возмущен «свинцовыми мерзостями» и несправедливостями современной российской жизни.
И вовсе не случайным в этом контексте выглядит появление 8 ноября ответов Михаила Ходорковского на вопросы слушателей радиостанции «Эхо Москвы», которые можно назвать своеобразным «манифестом социал-либерализма», способным объединить очень разные общественные силы в едином протестном порыве во имя туманно-абстрактного «национально-правового государства» как антипода нынешней «авторитарной империи».
НА ЭТОМ ФОНЕ молчаливые и, вроде бы, не выдвигавшие никаких лозунгов мусульмане, собравшиеся в российской столице в количестве более 150 тысяч человек отметить свой религиозный праздник Курбан-Байрам, выглядели куда более мощной и сплоченной силой, способной заставить всех считаться со своими интересами. Это были по преимуществу зрелые мужчины и юноши разной этнической принадлежности: и «лица кавказской национальности», и татары с башкирами, и уроженцы среднеазиатских республик. Но их объединяли общая вера и готовность в случае необходимости выступить вместе со своими единоверцами.
Да, на этот раз они были подчеркнуто законопослушны и резали жертвенных баранов только в специально отведенных для этого местах, но только слепой мог не видеть, что всё может буквально в любой момент измениться, и эта толпа гастарбайтеров, дворников, строителей и рыночных торговцев станет политической силой прямого действия, которой никто не посмеет пренебрегать. А главное, это видели и понимали они сами. Президент РФ Дмитрий Медведев направил российским мусульманам по-здравление с праздником, в котором говорилось: «Сегодня мусульманская умма России объединяет миллионы людей. А её духовные лидеры уделяют особое внимание укреплению межнационального и межконфессионального согласия, способствуют сбережению культурного многообразия страны». Разумеется, глава государства вовсе не выдаёт желаемое за действительное, но, опять же, ситуация в любой момент способна измениться, как это не раз происходило, например, в той же Чечне, а сегодня происходит в Дагестане.
ЧТО, СО СВОЕЙ СТОРОНЫ, предъявляет обществу «властная вертикаль»? Шествия «Наших», «Молодой гвардии» и прочих бутафорских структур, существующих только пока продолжается их официальное и неофициальное финансирование, всерьёз принимать просто невозможно. А вот военный парад на Красной площади 7 ноября, посвященный 70-летию парада 1941 года, — это, безусловно, куда в большей мере отражает существующий потенциал российского официоза.
Но и здесь мы видим сплошную подмену понятий: ведь в ноябре 41-го с Красной площади оборонять Москву уходили части Красной Армии, и тот парад был посвящен не какой-то иной дате, а именно 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, о чём сейчас блюдут строгую по форме и комичную по сути фигуру умолчания.
Подобное «двоемыслие», возведенное в ранг государственной политики, как и попытка усидеть сразу на двух стульях, еще никого никогда ни до чего хорошего не доводило.
Поэтому за мощными танками и яркими транспарантами была видна всё та же метафизическая пустота отчуждения народа от власти, которую не удаётся заполнить ни нефтедолларами, ни телевизионной жвачкой, ни выборными шоу — ничем.
РЕАЛЬНАЯ политическая жизнь в России, несмотря на все уверения в обратном, всё отчётливее смещается в сторону Её Величества Улицы. Раз парламент перестал быть местом для дискуссий, в том числе — для дискуссий политических, они неизбежно найдут себе другое место, а все, кто думает иначе, очень быстро окажутся на обочине сначала реальной политики, а затем — и реальной истории. Никаких иллюзий на этот счёт не может и не должно быть.
Да, пока у нашей власти полные карманы валюты — она может покупать чью угодно лояльность и рисовать себе любые цифры «всенародной поддержки». Но есть такая поддержка на деле или нет — это выяснится только в момент испытаний, в период кризисов и конфликтов, исход которых решает даже не классический спор злата и булата, а истинный выбор тех, кто своим потом и — при необходимости — своей кровью созидает страну. Вглядитесь в их лица.
Олег Щукин

1.0x