Авторский блог Андрей Смирнов 04:00 9 ноября 2011

Музон

<br>

Музон
Андрей Смирнов 09 ноября 2011 года Номер 45 (938)
Zorge («Союз») 2011.


17 июля прошлого года на официальном сайте Tequilajazzz появилось сообщение о распаде коллектива. Через два месяца Евгений Фёдоров, объединившись с немецким барабанщиком Марком Лаубером, Вадимом Сергеевым («Сплин») и Дмитрием Зильпертом (Tinavie), дал старт новому проекту Zorge. Пятым участником группы является видный питерский звукорежиссер Андрей Алякринский. Остальные музыканты Tequilajazzz образовали проект K. o. D.
Ликвидация Tequilajazzz без особого шума прошла незадолго до восемнадцатилетия группы. Примерно тогда же Фёдоров практически подвёл черту под лаунж-ансамблем Optimystica Orchestra: «Я принял решение его заморозить, потому что все-таки хотелось делать актуальную музыку, которая говорит про здесь и сейчас».
Последний альбом Tequilajazzz «Журнал живого» являлся своего рода квинтэссенцией финального периода жизни группы. Zorge выглядит как продолжение темы, эксплуатируя проверенные стратегии Tequilajazzz.
Впрочем, можно сказать, что Tequilajazzz представлял из себя группу-стиль, все попытки определить нишу: альтернатива, инди, экспериментальный рок, — были обречены на условность. А сами музыканты не без иронии, но вполне уместно говорили о том, что играют поп-музыку.
Пусть без барабанщика Дусера тыл и выглядит несколько непривычно, программа Zorge под старой маркой была бы принята без вопросов.
Спрос на это, безусловно, имеется, сами музыканты явно удовлетворены процессом, критика немедленно выдала авансы. Так Zorge получил премию «Степной Волк-2011» в номинации «Музыка», и случилось это ещё до выхода альбома.
Кстати, деньги на запись пластинки были собраны революционным для России способом. Альбом профинансировали поклонники группы. Семьсот человек проголосовали материально и собрали за три месяца десять тысяч долларов, что позволило музыкантам на месяц осесть в студии «Добролет».
Загадочное название не то напоминает о легендарном разведчике, не то созвучно эффектному злодею из «Пятого элемента» Люка Бессона в исполнении Гэри Олдмена. В обоих случаях колорит, близкий Евгению Фёдорову и его проектам.
В Zorge ожидалось возвращение к ранней, жёсткой «Текиле», но, пожалуй, этого не произошло. Во всяком случае, на дебютном альбоме. Хорошее звучание, любопытные задумки и… качественное пресноватое однообразие.
Сохранилось почти обязательное для пластинок Фёдорова и Ко «Интро». И дальше без неожиданностей — облака, реки, панды, «формулы дождей», самолёты и кометы, зачем-то Лени Кравец, говорящие камни, «в мире много странных мест», «на краю Тегусигальпы и в начале Ойкумены», сны, чужие и собственные, между которыми нет границ, такая глобальная сновидческая реальность. Своими состояниями, переживаниями музыканты не подавляют слушателя, максимум, пытаются обволакивать. Это, скорее, открытый интеллектуальный монолог, для постижения которого требуются ответные усилия, иначе непонимание, пролёт обеспечены. И без интеллигентской фиги в кармане дело здесь не обходится.
Из потенциальных хитов альбома можно отметить «Крым», «Параллели», «Реку», «Обригадо». Ещё «Дождь», путешествие по миру киногрёз, текст почти полностью состоит из аллюзий на знаменитые фильмы.
Мы, как Бонни и Клайд,
Захватили трамвай «желание»,
Загадочный яд
На последнем его дыхании
Беспечный ездок
Автостопом по всей галактике
На дикий восток
Через северо-запад Балтики.

Первая пластинка Zorge — пространные полотна, пятнадцать композиций на семьдесят с лишним минут. Проблема в том, что все эти гладкие музыкальные «гобелены» отдают каким-то «буржуазным» лоском. Среди стихий заметно не хватает огня. Иногда возникает подозрение, что весь этот набор странных героев, таинственных мест действия мог быть заменён совершенно безболезненно для музыки. А фирменная экзотика — не более чем следствие отстранённости музыкантов от мира.
Ещё констатирую недостаток юмора. Закон жанра? Но у близких европейских и заокеанских инди-артистов завсегда открыто пространство для смеха. И от фёдоровских проявлений ждёшь чего-то, выходящего за рамки интровертного высококачественного музыкального производства.
Всё-таки от «индипендент»-формаций хочется не просто «инди-рока», но какого-то неожиданного искусства, оригинального взгляда, содержательной независимости.

1.0x