Авторский блог Алексей Ващенко 04:00 9 ноября 2011

Мегамашина

<br>

Мегамашина
Алексей Ващенко 09 ноября 2011 года Номер 45 (938)
Обороноспособность России с каждым годом продолжает снижаться. Это становится особенно проблематичным, если учесть перевооружение блока НАТО и его приближение к нашим границам. Не только в Европе или на Кавказе. Особое место в стратегии США занимает Арктика с её потенциалом полезных ископаемых, биоресурсов, а также контроля за Северным морским путем, который, в связи с изменениями климата, уже в ближайшее время может стать альтернативой Суэцкому каналу и Гибралтару.
Поэтому, состояние и вооружение Северного флота России — вопрос не праздный, особенно в настоящее время, когда готовится решение по организации списания и утилизации до 2014 года на Северном флоте атомных стратегических подводных ракетоносцев проекта 941 (по российской классификации — «Акула», по классификации НАТО — «Тайфун»).
Аналогичная серия американских стратегических атомных подводных лодок (ПЛАРБ) «Огайо», поступавших на вооружение с 1976 по 1997 годы, функционирует и поныне. Более того, с 2002 года они являются единственным типом ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. После переоборудования данных ПЛАРБ под носители крылатых ракет «Томагавк», на каждой такой лодке оказалось по 154 крылатые ракеты в ядерном и неядерном оснащении, с радиусом эффективного поражания до 1600 км.
Иначе сложилась судьба наших «Акул». Работы по созданию этих ракетоносцев в 1972 году СССР вынужден был начать в ответ на создание США ПЛАРБ «Огайо». К работам по созданию комплекса «Акула» и береговой инфраструктуры для него был подключен практически весь ВПК СССР. Было принято решение вооружить каждый крейсер 20 твердотопливными ракетами по 10 боевых блоков и, одновременно, 22 торпедами. В результате из-за проблем, связанных с низкой энергетикой твёрдого топлива, была создана ракета Р-39 массой 90 тонн, длиной 16 метров, диаметром 2. 4 метра, из-за чего крейсер получился самым большим в мире: длина 173 метра, водоизмещением 50 000 тонн. Однако «Акула» была способлена выполнять боевые задачи в арктических широтах и подо льдами, что обеспечивало максимальную скрытность и гарантированное нанесение удара по противнику. Лодки этого проекта имели возможность всплытия на поверхность через трехметровый (!) слой льда.
Однако с середины 90-х годов четыре «Акулы» из пяти, в отличие от американских аналогов, были поставлены «к стенке», а пятая была переделана под пуски многострадальной «Булавы».
Сейчас оставшиеся ракетоносцы и обеспечивающая их инфраструктура требуют серьезного ремонта, ракеты Р-39 — не производятся. Считается, что лодки вооружать нечем. Поэтому все чаще раздаются голоса о необходимости их утилизации либо для перевозки грузов и выполнения иных, не свойственных ПЛАРБ, функций.
Воспроизвести подобные подлодки и необходимую инфраструктуру современная Россия не в состоянии, однако имеющиеся ПЛАРБ после ремонта могли бы еще минимум 15–20 лет находиться в строю и обеспечивать выполнение боевых задач. Но для этого необходимо или начать вооружать «Акулу» либо «Булавами», либо современной баллистической ракетой, которая есть у КБ Макеева и мощности которого позволяют произвести необходимое количество ракет, или использовать для вооружения лодок созданные еще в конце 80-х годов гиперзвуковые крылатые ракеты «Метеорит» (морской вариант SS-N-24 SCORPION) КБ «Челомея» с дальностью стрельбы более 5000 км. На каждой «Акуле» возможно размещение до 40 «Метеоритов». Программа создания этих ракет была отменена в результате Договора о РСМД с США, но теперь не попадает под эти договорные ограничения. Такая ракета могла бы быть дополнительно модернизирована с применением новых технологий типа «стелс» и электронной начинкой на современной элементной базе. Вообще, лодки этого проекта имеют большой модернизационый потенциал, позволяющий снизить их основной недостаток — шумность — до уровня «Огайо» и ниже.
Какое решение примет главнокомандующий Д. Медведев, руководитель правительства РФ В. Путин, Минобороны РФ и ВМФ РФ, понять трудно. У нас находятся миллиарды евро для помощи странам НАТО — таким, как Греция, Италия, или Испания, где уровень жизни в 3–4 раза выше, чем у российского населения, или на закупку французских вертолетоносцев «Мистраль» и прочей иностранной военной техники. Денег нашего бюджета и бюджета США для уничтожения «Акул» и их уникальной инфраструктуры, тоже хватает. А вот для сохранения важнейшей составляющей ядерного щита страны, способной защитить национальные интересы России, в том числе и на Севере, похоже, нет ни денег, ни политической дальновидности.

1.0x