Авторский блог Борис Лизнёв
04:00
26 октября 2011
Первый план
<br>
Первый план
Борис Лизнёв 26 октября 2011 года Номер 43 (936)
Из всех искусств для нас важнейшим является… футбол. Так говорил замечательный художник Ленфильма и постоянный хавбек ленфильмовской футбольной сборной Володька Святозаров. Весёлая фраза, которая всегда вызывала смех. Её нужно было произносить артистично. После первых слов наступала пауза, все вспоминали знаменитое ленинское изречение, в котором важнейшим назывался кинематограф, после чего раскрывалась суть этой шутки, и звучал смех. В ленфильмовских коридорах фраза интерпретировалась с разной интонацией. Её многие повторяли, забывали, снова вспоминали.
Поразительно другое. Прошли десятилетия, прошло время, и эта фраза стала наполняться реальным содержанием. Сегодня мы уже можем определённо сказать, что для нынешней власти, для сегодняшнего сознания правящей элиты из всех искусств важнейшим, действительно, является футбол. Посмотрите, какие гигантские средства уходят на спорт и, в частности, на футбол. Футболисты — миллионеры. В нищей стране, где те же кинематографисты-документалисты влачат жалкое существование, работая, практически за одну лишь идею. Миллионеры-футболисты, поражающие своей безграмотностью, больше нужны обществу?
Задумаемся о приоритетах власти. Спорт включён в культуру, во многом он даже поставлен над ней. Непропорциональное расходование средств, общественного внимания и эмоционального напряжения в пользу профессионального спорта, в частности, футбола, просто поразительно. На фестивале в Чебоксарах «Золотая Анне» я говорил об этих странностях. «Смотрите, один футболист, купленный »Зенитом« за тридцать миллионов, — это даже не десятки, даже не сотни неснятых фильмов — это тысячи неснятых документальных фильмов. Что такое футболист? Это эмоция, проходящая мгновенно, а может быть, даже не возникающая. Что такое тысячи документальных фильмов? Это гигантский опыт нации, осмысленный, воплощённый и сохранённый на века. Тем не менее, приоритеты очевидны». Президент Чувашии соглашался со мной, кивал головой и даже обещал подумать над предложенной мной программой культурного развития кинематографа в регионе. Исходя из этого предложения, должны были быть поддержаны и документальный кинематограф, и киновоспитание, и киношколы, а это — создание новой кинематографической традиции в целой республике. Что удивительно, и что было для меня абсолютной неожиданностью, на трибуну ворвался актёр Лев Прыгунов и начал всячески опровергать моё выступление. «Нет! — кричал он. — Нельзя зачёркивать такие высокие понятия, как футбол, игра. Ведь сколько радости они приносят людям! Это самое главное, это гораздо важнее, чем кинематограф и вся остальная культура». Высказывание меня потрясло. Не спортсмен, не начальник, не чиновник, а деятель культуры вдруг выступает против подобной инициативы.
Глядя на него, я вдруг понял, что говорил он не как актёр, творец или художник, а как человек, ангажированный обществом и сегодняшней идеологией. Ведь футбол вплетён в систему отношений повседневной жизни очень жёстко. Он занимает здесь ключевую роль. Футбол отвлекает, формирует сознание, уводит человека от реальных дел, от познания, от серьёзности. Футбол — краеугольный камень модели существования, которую можно назвать «игра». Жизнь, как игра. В ней всё несерьёзно. Это не процесс познания истины, преодоления, совершенствования и перевоссоздания себя, это какая-то игра, в ней всё возможно, и всё имеет простую логику. В игре, например, запросто бывает такое, когда в обществе, достигшем предельного социального расслоения, вдруг создаётся «народный фронт», и идут апелляции к народу. И всё это выглядит естественно. Игра! Где героями вдруг провозглашаются не подлинные люди. К примеру, человек, который, рискуя собой, кого-то спас, врач, который сохранил тысячи жизни, или военный, совершивший подвиг, учёный, продолжающий работать в нечеловеческих условиях. Нет, герой — это какой-то матерящийся в прямом эфире футболист, о котором потом говорит вся страна.
Становится понятно, почему такая трогательная забота со стороны государства и откуда взялись сегодняшние приоритеты. Общество постепенно становится паразитарным. Людей, называющих себя спортсменами всех видов и мастей, — миллионы, а бывших спортсменов и того больше. Это уже сложившийся менталитет. И вся система программирует ещё большее количество людей не на работу, не на созидание, а на игру. Игру в жизнь. В этом смысле фраза, ещё тридцать лет назад звучавшая комично, вдруг наполнилась реальным содержанием. Она стала поистине зловещей. Между прочим, нынешний председатель Госкино Вячеслав Тельнов — бывший профессиональный футболист «Зенита» и капитан той ленфильмовской сборной. Так что, из всех искусств для нас важнейшим является футбол.
1.0x