Лихорадит континенты в главной битве исполинов,
Где ни глянь, кругом легла передовая,
И когда-нибудь бояны сложат песни и былины,
Нашу славу сквозь века передавая!
Игорь Сивак родился в Одессе. Учился в мореходном училище имени Маринеско, работал, много путешествовал по миру. Писать песни стал ещё в школьные годы, первые опыты записей датируются началом девяностых. С 2000 года Игорь выступал со своими песнями на пассажирском теплоходе. Дебютный альбом носит название «Одесса-Стамбул-транзит». Сивак занимается арт-менеджментом, руководит клубом городского романса, выступает как поэт, «балуется журналистикой». Лауреат фестивалей авторской песни, шансона и военно-патриотической песни. Участник фестиваля «Песни сопротивления»-2008.
В прошлом году вышел диск «Нехолодная война 1945–1991». В аннотации можно прочитать: «Песни, которые в него вошли, являются результатом долгой работы и серьезных размышлений. Несмотря на всю гору лжи, в которой пытались похоронить славное прошлое нашей страны, историческая справедливость неизбежно восторжествует. Все мы, живущие в разных пределах нашей, разделённой на удельные »демократии«, Родины чувствуем её неумолимый ход. Надеюсь, и мои песни внесут скромный вклад в осознание прошлого, понимание настоящего и становление будущего. Во славу тех, кто берёг наше мирное небо! Во имя подлинной страны, которую мы обретём в борьбе! Ради наших детей! На погибель врагам!».
Когда я столкнулся в интернете с Игорем, не скрою: настроен был скептически. Однако, даже ранние песни Сивака: истории про барменов, бизнесменов с большой дороги или пассажирский флот, — сделаны со вкусом и идеей. Да, есть потолок жанра. Однако в отношении Сивака сложно наклеить ярлык — параллели довольно разнообразны. Здесь и «русский шансон» (среди потенциальных союзников могу назвать Леонида Ефремова), и военно-патриотическая песня из направления «когда поют солдаты», и позднесоветская авторская песня, и гражданская эстрада, близкая к Михаилу Ножкину.
При всей политике, «солдатской правде» — у Сивака выпукло подлинно романтическое отношение к жизни. И герои его песен — сильные люди, для которых честь есть верность. С автором и слушателем они ведут сложный многомерный диалог.
Альбом «Нехолодная война 1945–1991» — это не ретроспекция, но обращение в будущее через взгляд в прошлое. Сивак знает, что нация — это не просто живущие сегодня, но и те, кто будут, и те, кто были. Их выбор, идеалы, представления — часть национального бытия, которым манкировать нельзя. Расплата придёт из будущего.
Дабы не выглядеть чрезмерно ангажированным, сошлюсь на мнение историка Александра Усовского — впечатления были очень схожими: «Скажу откровенно — очень долго не решался послушать этот сборник; боялся, что исполнитель собьётся на голую пропаганду, на банальщину в патриотической окантовке, что придётся натужно и фальшиво выдавливать из себя слова одобрения — неискренние и поэтому дешёвые. Опасался, что песни будут либо в »любэшном«, либо в »кобзоновском« стиле — и не заденут душу, пройдут мимо, оставив после себя лишь горечь разочарования. Зря! Альбом получился настоящий. Песни — от сердца, искренние, мужские. Это та музыка, под которую не страшно умереть — и под которую чертовски хочется жить! »
Альбом можно найти в Интернете, по адресу: narod. ru/disk/22258368000/Neholodnaya%20vojna%201945–1991%20Igor%20Sivak. rar. html. Имеются ссылки на rutracker. org и ролики на youtube. com.
Живой Журнал певца — http://i-sivak. livejournal. com/
«ЗАВТРА». Как родилась тематика альбома «На холодной войне», такие песни, как «Будапешт-56», «РВСН», «Охота на русского медведя»?
Игорь СИВАК. Из понимания несправедливого отношения к нашей общей истории. Особенно к военной. Военная история — моё увлечение с детства. Потом я понял, что в песенной форме тема не раскрыта. Всё больше про слёзы матерей, «чёрные тюльпаны» и не дождавшихся женщин. Три года я писал песни, год записывал. Вообще, у меня и раньше было много военных песен, но продюсеры их не записывали и не издавали. Потому выходит ложная картина моего становления как автора. Теперь интернет разорил издательства, чему я очень рад.
«ЗАВТРА». Очень «оригинальный» журналистский вопрос: кто авторитеты? Однако он может кое-что прояснить в ориентирах автора.
Игорь СИВАК. Авторитеты — в авторской песне: Высоцкий, Новиков, Третьяков. В отечественной музыке: Антонов, «Запрещённые барабанщики», Носков, Константин Меладзе. В литературе: вся русская классика. Ближе к нам: Пикуль, Шолохов, Проханов (это не лесть — метафоричней его прозы не встречал). Очень люблю западную музыку — Крис Ри, Джонни Кэш, Синатра, Гэри Мур. Русская и украинская народная музыка. Философы: немцы, Розанов, Ильин. Век живи — век учись. Понимаю, что влияние многих разглядеть в моих песнях нельзя, но я учусь у них. Сейчас активно занимаюсь теорией музыки и вокалом. Пытаюсь разобраться, почему русская песня и музыка перестала быть одним из мировых лидеров после смерти композиторов старой школы (Шостакович, Прокофьев).
«ЗАВТРА». Вы живёте на Украине, но тематика, интонация песен — имперские, и желание цельности отчётливо прослеживается. Что такое для вас Украина, что такое Одесса? Понятно — это родина. Но присутствует ли какая-то символическая, идеологическая и нагрузка?
Игорь СИВАК. Украина, как и Российская Федерация, — продукты распада и разложения СССР или, если угодно, Российской империи. Процессы распада не только не были остановлены, но и продолжаются до сих пор. А это может привести к «балканизации» и полному хаосу. Пока не будут запущены центростремительные механизмы, направленные на собирание русских земель, ни геополитическая, ни демографическая ситуация не изменятся.
Что нас объединяет — кровь, почва, историческая память, культура и язык, который имеет минимальные фонетические отличия, да ещё мову перенасытили искусственно полонизмами и латинскими корнями, опять же через поляков. Кроме того, в исторической перспективе именно на территории нынешней Украины, а тогда Руси, зародилась русская государственность. Украинец — не этническое название, а территориальное. Все мы русичи, русские. Так сейчас в РФ в ходу похожий термин — россиянин. Я люблю Украину и именно поэтому считаю, что три ветви русского народа должны объединится! Поодиночке нам не выжить.
Что такое Одесса? Одесса — вольный город. Но прежде всего это русский город. Он возник на карте и развивался благодаря военной мощи российской армии, политической воле руководства Российской империи, экономическим интересам Российской империи и геополитическому положению. Конечно, нельзя умалять заслуг представителей других народов, принимавших участие в развитии города, но они были подданными Российской империи и СССР. Одесса была третьим городом в СССР и Российской империи в культурной жизни. В другом городе мне как-то и жить бы не хотелось!
«ЗАВТРА». Война, о которой пластинка «Нехолодная война», — это столкновение систем, идеологий или стран? Кто этот противник в «нехолодной войне», каково его лицо для вас и для вашего лирического героя? Ведь даже у вас среди героев — консервативные американские музыканты.
Игорь СИВАК. Что касаемо «лирических героев» песен альбома, то это собирательные образы. Описательная часть в этих песнях не главная, хотя я пытался быть точным в деталях. Трактовать свои же песни мне как-то не с руки. Пропадёт то, ради чего и писалось. Сверхзадачу нельзя изложить в аннотации. Скажу только, что я хотел подчеркнуть наличие двух субъектов исторического процесса и права в СССР. Это руководство СССР и народ, который в данном случае представлен «лирическими героями» в погонах. Вне зависимости от правильности политического решения, наш солдат выполнял свой долг, защищая интересы нашего народа. Самобичевание и покаяние ни к чему хорошему не приведут.
Причины войн — прежде всего геополитические и экономические. Западная система, рынок нуждаются в постоянной экспансии как географической, так и духовной. А мы — другие. Все войны России — контрнаступление. Я не испытываю ненависти к западной культуре в её высших проявлениях, у нас много общего, тот же западный рок во многом вырос из русской классики. Но белое население западного мира находится в плену у служителей золотого тельца, потому конфликт неизбежен. Если можно будет соединить героев «Космической пехоты» Хайнлайна и «Туманности Андромеды» Ефремова, мы сможем шагнуть в новую эпоху. А пока геополитика и экономика не дадут никому расслабиться.