Авторский блог Анастасия Белокурова
04:00
19 октября 2011
Боже, похорони Америку!
<br>
Боже, похорони Америку!
Анастасия Белокурова 19 октября 2011 года Номер 42 (935)
«Красный штат» (Red State, США, 2010, режиссер — Кевин Смит, в ролях: Майкл Паркс, Джон Гудман, Майкл Ангарано, Дебора Акила, Николас Браун, Ронни Коннелл, Кайли ДеФер, Кайл Голлнер, Стивен Рут, Анна Ганн, Мэтт Л. Джонс, Алекса Николас, Керри Бише).
В московском кинотеатре «Горизонт» прошёл традиционный кинофестиваль «Амфест», на котором принято демонстрировать публике очередные достижения в области независимого американского кино. Один из участников показа — новый фильм режиссёра Кевина Смита — уже вызвал шумливое недоумение на фестивале для избранных в Санденсе.
Кевин Патрик Смит — яркий представитель инди-кино Америки, прославившийся в основном малобюджетными комедийными лентами. Будучи большим поклонником комиксов и назвавший свою дочь Харли Квин в честь злодейки из эпопеи про Бэтмена, в 1999-м году Смит сотрудничал с компанией Marvel, сочинив восемь выпусков комикса «Сорвиголова». Но не это сделало его знаменитым. После выхода его первого — чёрно-белого — фильма «Клерки» (1994), феерично прогремевшего на фестивале в том же Санденсе, Кевин проснулся знаменитым. Во многом, этому поспособствовало то, что права на «Клерков» тут же приобрела компания «Miramax». После этого Смита уже было не остановить. Он сделал местом действия всех своих картин родной штат Нью-Джерси. И придумал собственную «Вселенную View Askew» — вымышленное место между городками Леонардо и Рэд Бэн. В его фильмах также присутствовали харизматическая парочка — Джей и Молчаливый Боб (последнего играл сам Кевин). Несколько лет назад Смит объявил, что в дальнейшем намерен заниматься исключительно продюсированием лент. Но перед тем, как уйти из режиссуры, резко сменил курс и снял нетрадиционный триллер. Для Джея и Молчаливого Боба в нём места уже не нашлось.
В фильме «Красный штат» речь идёт отнюдь не о коммунистах или тайном обществе замаскированных марсиан, как это могло бы почудиться тому, кто привык воспринимать всё буквально. Пастор Эйбин Купер (Майкл Паркс) — «страшный человек из церкви, который всё время говорит о том, что Господь всем недоволен», — основал клан христианских фундаменталистов, замешанный на кровных и брачных связях. Их дом, «остров-крепость», оснащённый арсеналом оружия и библией, в которой также прячется револьвер, стоит особняком в захолустном местечке, насквозь погрязшем в грехе разврата и прочего гомосексуализма. Купер проповедует, как древний пророк — во многом благодаря великолепной игре Майкла Паркса: «Открою вам истину. Есть нации, которые попадут в ад! » И призывает на головы погрязших в скверне американцев кару Господню. А также считает своим долгом помогать Небесам и подвергать насильственной смерти геев. Ну, и остальных грешников.
До поры, до времени дела у церкви идут хорошо. Но однажды в их власти оказываются трое сексуально озабоченных подростков, которые, к тому же, на свою беду, умудрились стать невольными свидетелями содомского греха местного шерифа. В результате, безнаказанной расправой над малолетними развратниками дело не кончилось. А потом и вовсе с неба раздался трубный глас.
Некоторые неразумные издания уже окрестили «Красный штат» разговорным хоррором — тот самый случай, когда страх не теряют, а, видимо, приобретают, отчего, подобно герою Алена Делона в клемановских «Хищниках», предпочитают всего страшиться. Лет шесть назад уже был подобный случай, когда анонсирование предельно жёсткой ленты Роба Зомби «Изгнанные дьяволом» как очередного фильма ужасов выглядело, в лучшем случае, странным. Несмотря на то, что «Красный штат» начинается как традиционный слэшер, он не восходит к кровавому финалу жанра gore, крайне обязательному в данном контексте. А почти сразу переходит в область чистой криминальной драмы «золотого века» а-ля «Кровавая мама» Роджера Кормана или «Банда Гриссемов» Роберта Олдрича. В финале, правда, происходит некая попытка уйти в сторону философского морализаторства, но сладко-ностальгическое послевкусие всё равно остаётся.
Как и все фильмы, где горстка бунтарей: не важно, грабят ли они банки, или очищают землю во имя Господа, — противопоставляется законным представителям общества, «Красный штат» у простого обывателя вызывает противоречивые чувства. Попытка Кевина Смита быть бесстрастным наблюдателем в данном случае не удалась. Вероятно, это и послужило причиной мини-скандала в Санденсе. Несмотря на то, что при всей замшелости данного праздника кино, у руля там стоят люди, как говорится, не чета каннскому комитету. Однако, фильм, в котором прямо сказано, что «терроризм — это когда американца убивают на религиозной почве» и что «геи — это прямые представители Сатаны», отказались прокатывать и объявили автора сумасшедшим. Смит был вынужден устроить аукцион и спустить с молотка реквизит своих старых лент, дабы заработать денег и хоть как-то выпустить «Штат» на экран.
— Как ты думаешь, сколько стоит такой крест?
— Ты про доллары или про нормальный смысл?
Кевин начал писать сценарий ещё в 2007-м году. Прототипом стал Фред Уолдрон Фелпс-старший, американский протестантский пастор, глава Баптистской церкви Уэстборо, вошедший в историю как яростный борец с сексуальными меньшинствами. И считающий, что культивация гомосексуализма — причина всех бед современного мира. После нашумевшего убийства юного гея Мэтью Шепарда, ставшего символом борьбы с гомофобией, Фелпс подал просьбу властям установить памятник погибшему парню — надгробие со словами «Мэтью Шепард попал в ад 12 октября 1998 за нарушение предостережения Бога: »Не ложись с мужчиной как с женщиной, это мерзость«. Власти отказали пастору, но не смогли удержать его паству от публичных акций протеста. Таких, например, как пикетирование Баптистской церковью Уэстборо здания суда, где религиозные радикалы требовали смягчить наказание убийцам Шепарда и не приговаривать их к смертной казни. Всего, чего они добились, — это ненависти к себе. В 2009 году чернокожий президент »падшей Америки« подписал »Акт Мэтью Шепарда и Джеймса Берда-младшего« (Берд — афроамериканец, убитый тремя белыми мужчинами, чья смерть также вызвала большую бурю в обществе). Акт приравнивал гомофобию, трансфобию и сексизм к расизму и национализму в качестве неоправданного повода для нападения. И в очередной раз доказал в глазах Фелпса-старшего глубокий духовный кризис американского общества.
Кевин Смит и сам знаком с пикетами не понаслышке. Самый известный его фильм »Догма« удостоился шквала протестов религиозных фанатиков и хлёсткого ярлыка »богохульство« ещё до выхода в широкий прокат. Смит, со свойственным ему юмором, и сам принимал участие в демонстрациях, направленных против собственного — довольно безобидного — детища, правда, скрываясь в толпе инкогнито. И даже дал порицающее интервью телевидению от лица своего друга. Что же касается »Красного штата«, то столь резкая неполиткорректная позиция уже не предполагает никаких шуток. Впрочем, одобрение весёлого парня Квентина Тарантино для некоторых стоит больше любого старпёрского фырканья. А с этим у »Красного штата« всё в порядке — »по заявкам зрителей« фильм крутили на даче автора »Бесславных ублюдков« не один раз.
В России фильм выходит в прокат 20 октября.
1.0x