Авторский блог Юлия Андреева 04:00 19 октября 2011

Тернии и звёзды

<br>

Тернии и звёзды
Юлия Андреева 19 октября 2011 года Номер 42 (935)
Прошедшее лето для российских космонавтов и кандидатов в космонавты было насыщено различными тренировками. О том, что нужно успеть сделать будущим покорителям Вселенной прежде, чем полететь к звездам, наш рассказ.
ПОД КУПОЛОМ ПАРАШЮТА
Почти в течение месяца этим летом в небе над Татарстаном гостили не совсем обычные парашютисты — будущие космонавты. Аэроклуб «Мензелинск» используют в качестве площадки для тренировок спортсмены-парашютисты сборных России по парашютному спорту. Мы решили выяснить, почему прежде, чем полететь к звездам, будущим покорителям Вселенной нужно прыгать с парашютом.
Большинство испытаний и тренировок на Земле не в состоянии смоделировать один из основных факторов космического полета — стрессовую ситуацию, заставляющую космонавта быть постоянно бдительным и готовым к экстренным действиям. Последнее в какой-то мере может быть достигнуто в процессе выполнения космонавтом прыжков с парашютом.
Как подготовиться к такой работе и сохранить ясное понимание происходящего, находясь в бескрайнем космосе, как не растеряться, не потерять контроля над собой? Именно для решения таких задач и была разработана в конце 1970-х — начале 1980-х гг. методика специальной парашютной подготовки космонавтов, которую до сих пор с успехом используют для подготовки будущих покорителей Вселенной.
«Чтобы в условиях стресса человек мог действовать четко и хладнокровно, надо готовить его психику, — рассказывает кандидат в космонавты подполковник Алексей Хоменчук. — Всё это отрабатывается во время свободного падения, которое длится около 60 секунд, за которые кандидат в космонавты решает поставленные перед ним задачи, например, логические или математические, при этом всё, что он думает и делает, он должен проговаривать в диктофон. Этот репортаж потом анализируют психологи и инструкторы, определяя, насколько человек устойчив к той или иной стрессовой ситуации».
Алексей, пожалуй, самый опытный парашютист не только в своем наборе, но и среди всех космонавтов — ведь на момент прихода в отряд космонавтов на его счету было 3939 прыжков!
«До поступления в отряд я был инструктором по парашютной подготовке, — улыбается Алексей, — поэтому на данном этапе мне легче, чем остальным ребятам. Я все это выполнял не раз. Сейчас поменялся только статус».
Алексей работал в группе инструкторов и был инструктором у кандидата в космонавты Дениса Матвеева.
Обычно парашютисты прыгают группой, в состав которой входят космонавт и инструктор (он же в большинстве случаев и видеооператор). Экипировка космонавта состоит из парашюта, защитного шлема с прикрепленным сигнализатором высоты, высотомера и диктофона.
Процедура: получил задание, прыгнул с парашютом, решил в воздухе задачу, — может показаться простой только на первый взгляд и только человеку несведущему.
Сначала необходимо освоить технику прыжка. И только потом кандидаты в космонавты начинают решать в воздухе задачи. Каждый из них перед испытанием получает свое задание на карточке, которая крепится на руку и закрыта бумагой. Сорвать листок и заглянуть в нее он может только после того, как покинет самолет. В течение определенного времени до раскрытия парашюта, в режиме свободного падения, а затем под куполом парашюта будущий космонавт должен решить поставленные в «билете» задачи. Комментарии, которые записываются на диктофон, затем анализируют психологи.
Помимо этого, летящий рядом оператор снимает на видеокамеру позу и поведение космонавта, и эти записи также анализируют специалисты на земле.
Кстати, в этом году специальной парашютной подготовке предшествовали полеты в аэродинамической трубе.
Плюсы таких полётов оценивает заместитель начальника управления по специальным видам подготовки космонавтов и специалистов ЦПК им. Ю.А. Гагарина Герой России В.А. Рень: «Целесообразно, чтобы перед специальной парашютной подготовкой суммарное время, проведённое в аэродинамической трубе, составляло хотя бы 30 минут на каждого космонавта. Это адекватно более чем 30 прыжкам с парашютом».
Рабочий день на сборах начинается рано утром с медицинского осмотра и психологического обследования. После завтрака — предпрыжковые указания и с 9. 00 прыжки, прыжки, прыжки… Днём — обед, разбор прыжков, постановка задачи на завтра и подготовка на предстоящую смену, контроль готовности. Вечером — ужин. И так — каждый день. Выходной один — воскресенье. За все время каждый космонавт совершает по 45 прыжков с парашютом.
Конечно, задания, которые даются ребятам, не имеют прямого отношения к будущему космическому полету. Они помогают научиться в условиях реального стресса за короткое время принимать правильное решение.
Ведение репортажа в полёте… Еще находясь в самолёте, космонавт наговаривает на диктофон дату, фамилию, номер прыжка, высоту покидания и задание, которое даётся на прыжок, описывает состояние готовности к прыжку. Свои действия в воздухе будущий космонавт также подробно комментирует вслух, записывая на диктофон. Одновременно он еще контролирует высоту и условия прыжка с парашютом.
Но это еще не всё. Во время свободного падения приходится решать логические и математические задачи. Например, задание под названием «расстановка чисел». На карточке представлена таблица с цифрами, расположенными в случайном порядке. А будущему космонавту предстоит перечислить их в порядке возрастания.
По тому, насколько безошибочно и быстро кандидат решает предлагаемые задачи, определяется степень его психологической подготовки. Если же он лихо с ними справляется, как говорится, щелкает задачи, как орешки, то ему предлагают другие тесты. Например, такие, в которых нужно подробно описать свои эмоции во время свободного падения. А психологическая группа потом оценивает лексику, построение предложений, многословность и другие параметры и делает выводы.
Специальные упражнения, разработанные отечественными специалистами для подготовки космонавтов, позволяют тренировать виды сложной совмещенной деятельности. Говорят, что после месяца такой подготовки у кандидатов в космонавты не только реакция ускоряется в полтора раза, но и организм справляется со стрессом в три раза быстрее.
«Примерно 30% в психологии человека занимает осознанная активная деятельность, а остальные 70% — стресс и страх, — рассказывает В.А. Рень. — Так вот, после специальной парашютной подготовки они меняются местами. И значительно возрастает вероятность предупреждения аварийной нештатной ситуации или её ликвидации».
ВЫЖИТЬ НА МОРЕ
Известно, что возвращаться из космоса всегда опаснее, чем отправляться на орбиту. Ведь если на Международной космической станции случится авария, то экипажу придется немедленно покинуть станцию. И в этом случае местом посадки спускаемого аппарата вполне может стать водная поверхность. А ведь если приводнение произойдет в акватории Мирового океана, спасательные силы не сразу обнаружат космонавтов. Какое-то время, вполне возможно, что и двое-трое суток, экипажу придется действовать самостоятельно. И космонавты должны быть к этому полностью готовы. Поэтому-то им и приходится осваивать методику выживания в экстренной ситуации — при падении летательного аппарата в воду.
Правда, нужно сказать, что за все время проведения пилотируемых полетов подобное случилось лишь однажды. В 1976 году наши космонавты Вячеслав Зудов и Валерий Рождественский приводнились на озеро в Казахстане. Им пришлось провести в спускаемой капсуле 11 часов, прежде чем до них добрались спасатели.
Космонавт-испытатель Александр Мисуркин полагает, что «морские выживания справедливо считаются одним из самых сложных видов подготовки будущих космонавтов, требующим как огромного морального напряжения, так и больших физических и психологических затрат. Это — суперсложный экзамен для всех без исключения космонавтов. Но пройти такое серьезное испытание нужно — без этого невозможно полететь в космос».
Когда космонавт, пролетав в космосе пять-шесть месяцев, возвращается на Землю, у него расслабляется костно-мышечная масса. А в случае приводнения он должен выполнять очень серьезные физические действия. Это чрезвычайно сложно.
В этом году география морских выживаний поменялась: вместо Севастополя и Абрау Дюрсо на Черном море учебный центре МЧС под Ногинском. Сражаться с морскими волнами будущим покорителям Вселенной не пришлось, зато остальное — инструкторы, оборудование и задания остались прежними.
Морская тренировка состоит из нескольких этапов. Так называемая «сухая» тренировка, которая проводится на палубе. В этом случае капсулу на воду не спускают. Во время приводнения может произойти всякое. Например, спускаемый аппарат получит пробоину. В этом случае экипажу необходимо срочно покинуть капсулу прямо в скафандрах, не переодеваясь. Это — короткая тренировка. И наконец, длинная — самая сложная и трудная тренировка.
Прежде, чем приступить к испытаниям, космонавты проходят медицинский контроль. Каждое утро врачи проводят медосмотр испытуемых, а психологи — необходимое тестирование, которое выявляет готовность к тренировке и общий настрой на работу.
Задачи, поставленные перед будущими покорителями космоса, простыми могут показаться только на первый взгляд. На самом деле космонавтам приходится несладко: полётные скафандры сковывают движения в тесном и жарком спускаемом аппарате, объём которого — всего 2–2, 5 кубических метра. Рекомендованное время, за которое экипаж выполняет переодевание, составляет полтора-два часа.
Внутри спускаемого аппарата находятся три наклонных желоба — ложементы — на которых то ли полулежат, то ли полусидят космонавты. В центре — командир экипажа. Кроме того, вокруг располагаются аппаратура, снаряжение…
«В этом ограниченном пространстве, — рассказывает Александр Мисуркин, — нам нужно переодеться, снять скафандры и надеть на себя специальный комплект одежды: шерстяной полетный костюм, теплозащитный костюм, способный выдерживать мороз до минус 60 градусов (в нем космонавты выживают зимой в подмосковном лесу. — Ю. А.) и водонепроницаемый комбинезон »Форель«.
Согласитесь, задача не из легких. А если учесть, что при температуре воздуха плюс 35 градусов, а воды плюс 25 температура внутри »оранжевого« шарика доходит до 60 градусов выше нуля, то понятно, насколько трудно это выдержать. Сауна, да и только! Во время таких тренировок у космонавтов поднимается артериальное давление, учащается пульс (до 170 ударов в минуту!), а температура тела доходит до 40 градусов. За одну подобную тренировку испытуемые теряют в весе до 5 кг!
Но вот космонавты покинули спускаемый аппарат. После того, как они оказались в воде, им нужно связаться фалами, чтобы волна не разметала членов экипажа далеко друг от друга, наладить радиосвязь, поесть и попить (для этого у них есть НАЗ — носимый аварийный запас), а также применить специальные средства обнаружения. Кроме того, нужно научиться плыть в связке в сторону берега, если таковой находится на расстоянии до нескольких километров.
Александр Мисуркин уверен, что »данная тренировка помогает вырабатывать уверенность в себе и даёт реальные навыки работы в экстремальной ситуации. Четкая и слаженная работа экипажа, взаимодействие, хороший психологический климат, отсутствие паники — то, чему нас и учат наши инструкторы, — и всё получится великолепно«.

1.0x