Авторский блог Александр Нагорный
04:00
19 октября 2011
Сидите, Юля, сидите!
<br>
Сидите, Юля, сидите! Украина между Россией и Западом
Александр Нагорный 19 октября 2011 года Номер 42 (935)
Что сегодня происходит на Украине? Какова подоплека текущих событий?
Создаётся впечатление, что нынешнее украинское руководство просто разрывается между субъективным «европейским выбором» и неизбежной объективной энергетической и финансовой зависимостью от России.
В своих публичных заявлениях президент Янукович и официальные лица из его команды вроде бы окончательно обозначили выбор в пользу создания зоны свободной торговли с Евросоюзом, что перекрывает пути к кардинальному расширению экономического сотрудничества со странами Таможенного союза: Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Но смею утверждать, что всё гораздо сложнее, и окончательные решения еще впереди — «европейский вектор» привычно используется Киевом как рычаг давления на Москву по всем параметрам переговорного процесса.
Обвинительный приговор, вынесенный Юлии Тимошенко, вызвал гигантский вал западной критики. По этому поводу высказались все: от американского конгресса и госдепартамента до всех структур и стран ЕС —причём активнее всех проявила себя Польша, которая считает себя не только «форпостом Запада на украинском и белорусском направлениях», но и политическим центром для этих «кресов всходних», будущее объединение с которыми и воссоздание Речи Посполитой «от моржа до моржа» (от Балтийского до Чёрного) является идеей-фикс всей политики Варшавы.
Не исключено, что «дело Тимошенко» в его нынешнем виде было задумано и осуществлено «командой Януковича» для создания дополнительного переговорного пространства как в отношениях с ЕC (соблюдение норм демократии во внутренней политике), так и с Россией (газовые контракты последних 15 лет).
Но теперь освобождение «газовой принцессы» «вчистую» является очень опасным политическим маневром для Виктора Януковича, поскольку в этом случае Юлия Тимошенко естественным образом возглавляет объединенную оппозицию, скорее всего, на фоне кризиса выигрывает парламентские выборы 2012 года и триумфально садится в премьерское, а затем и в президентское кресло. А затем для Януковича и его соратников — в лучшем случае, открытые судебные процессы, тюрьма, и еще какая.
Именно поэтому политическое руководство Украины практически сразу же после оглашения скандального приговора возбудило новое уголовное дело против Юлии Тимошенко — и уже не по надуманному поводу «финансового ущерба» при переговорах с Владимиром Путиным, а по вполне доказуемому делу о хищении сотен миллионов долларов в 90-х гг. совместно с тогдашним премьер-министром Украины Павлом Лазаренко и российскими власть предержащими, от генералов до Виктора Черномырдина. Конечно, со сроками давности тут есть небольшая проблема, но для «особо крупных» экономических преступлений, в которых и будет обвиняться Юлия Тимошенко, это юридическое ограничение уже благополучно снято.
Надо признать, что в олигархических, а также в политико-бюрократических элитах Украины сложился уже достаточно устойчивый консенсус, согласно которому только Европа может оградить «украинскую незалежность», а с ней и полученную собственность, равно как и суверенные привилегии, в то время как «русский старший брат» в любой момент может вернуться к «сверхдержавной традиции», которая порушит укоренившийся политико-экономический уклад вместе с личными и групповыми интересами властной верхушки.
Такие силы значимо представлены в «команде» Януковича. Это и «экс»-олигарх Валерий Хорошковский, ныне возглавляющий службу безопасности Украины, и руководство администрации президента в виде таких фигур, как Анна Герман и Сергей Лёвочкин. Наконец, это всесильный газовый олигарх Дмитрий Фирташ, ворочающий миллиардами долларов, а также многие другие, в числе которых выступает и бывший президент Ющенко, прикрепившийся к данной коалиции. Именно они и вбросили идею связать процесс Тимошенко с РФ и Путиным в расчете обострить отношения с Москвой при дальнейшем ужатии позиций самого Януковича с его окончательным «сливом» на следующих президентских выборах. Всей прозападной братии противостоят довольно мощные силы. Это представители обрабатывающих отраслей промышленности, ВПК, сельского хозяйства, часть научной и творческой интеллигенции, а также и большинство общественного мнения. Всё это также действует. И именно в подобном контексте находился и находится президент Янукович.
Напомним, что его победу на президентских выборах нельзя назвать триумфальной. Порядка трех с небольшим процентов отделяло его от Ю. Тимошенко. Но важно другое. Сразу после победы Янукович пошёл на Харьковские соглашения с Россией, сохранил базу российского Черноморского флота в Крыму после 2017 года, снял звание Героев Украины с Бандеры, Шухевича и прочих идолов нацистов, наконец, ввёл региональный принцип использования русского языка. Под это всё была получена скидка на 100 долларов за 1000 кубометров российского газа, столь необходимая для промышленности и всей экономики Украины.
Но эта скидка не исправила жуткий дисбаланс в госбюджете, накопленный дуэтом Ющенко-Тимошенко. А российская сторона отнюдь не шла на новые качественные программы экономического и финансового сотрудничества. Киеву пришлось обращаться к МВФ и брать 16-миллиардный кредит, который был предоставлены под определенные социально-экономические условия. Это и реформа ЖКХ, и подъём цен на энергоносители до мирового уровня, и отказ от социальных и других льгот, и понижение пенсий с повышением пенсионного возраста, и — что самое главное — отказ от свободной эмиссии национальной валюты.
Виктор Янукович и Николай Азаров вынуждены были пойти по этому пути. Незамедлительным результатом стала потеря ими популярности. А Юлия Тимошенко взяла на себя всю гамму левой риторики: борьба с олигархами, защита пенсионеров и традиций и т. д. Тотальный проигрыш Юле стал висеть в воздухе. А отсюда и решения по удалению её с политического поля при помощи надуманной комбинации. При этом в окружении Януковича ошибочно считали, что Запад проглотит их маневр в связи с тем, что ей инкриминировались злоупотребления на российском направлении, а Москва согласится, поскольку после ухода Ющенко Тимошенко была и остается наиболее последовательным врагом России в украинском политикуме.
Но получилось всё наоборот. И именно сейчас у Москвы имеются все шансы диаметрально повернуть ситуацию.
Во-первых, Кремль может и должен помочь документальными доказательствами хищений, сделанных связкой Лазаренко—Тимошенко совместно с группой Черномырдина и российских генералов на бартерном обмене по газовым расчетам. Тем более, что такие документальные факты уже имеются в американском уголовном деле Павла Лазаренко, ведущегося в Сан-Франциско. Но для этого требуется внутреннее решение о дальнейшей критике «лихих девяностых» и ельцинизма.
Во-вторых, Кремль может и должен предложить Януковичу не только скидку по газу в размере около 5 млрд. долл. (а это вполне по силам российской стороне), но и ввести украинские компании, связанные с донбассовской группой, в разработку углеводородных месторождений Сибири и Крайнего Севера, что уже делается для немецких компаний — в обмен на участие Газпрома в распределительных газовых сетях бундесреспублики. Так почему не сделать аналогичные шаги также и для продвижения российских интересов на Украине?
В-третьих, Путин вполне может предложить и осуществить политические программы в отношении Киева с передачей ему некоторых функций по управлению Евроазиатским союзом, включая и банковско-финансовую функцию.
Но прежде всего Януковичу необходима поддержка на приближающихся парламентских выборах, а это означает закрытие долговых прорех перед МВФ, то бишь перед Вашингтоном, что можно сделать за счёт российских ресурсов — в обмен на совместное владение и управление объектов на украинской территории. В том числе и по газотранспортной системе.
Однако список российских возможностей, особенно в культурно-идеологической сфере, этим далеко не ограничивается. А линия Януковича на обострение с Москвой и на раскол с РПЦ абсолютно точно фрагментирует его электорат и ведет к тотальному поражению, а далее и к уголовному преследованию со стороны «победителей», чтобы они или их западные покровители ни говорили сейчас. Между тем, Кремль пока очень странно и, можно сказать, глупо включился в «защиту оранжевой мадам» делая это параллельно с западными «противниками» России.
Надо также признать, что до последнего времени Кремль относился к Украине, как к второстепенному, если не третьестепенному, партнеру. И это вполне соответствовало принятой Путиным концепции «государство-корпорация» с приоритетом коммерческих интересов в политике, что находило своё выражение прежде всего в Газпроме и в других «естественных монополиях», а также монетаристских принципах управления государственной собственностью и финансами.
Жизнь раз за разом опровергала и опровергает эту концепцию. У любого государства — тем более, такого, как Россия, — всегда есть стратегические и геополитические интересы, которыми нельзя манипулировать ради коммерческой выгоды.
Сегодня, когда американская система ПРО шаг за шагом выдвигается к границам России, а войска НАТО концентрируются в Прибалтике, угрожая безопасности нашей страны, это становится абсолютно очевидным даже для Путина, что сказалось и на его решении пойти на президентские выборы, и на его визите в КНР, и на формировании Таможенного союза с региональной валютой в качестве предтечи Евроазиатского союза.
И если это серьёзно — а другого пути у России нет — то нужно сделать реальные шаги навстречу Киеву и Януковичу. Тем более, что такому повороту событий содействует и «вторая волна» системного кризиса. Без Украины Россия никогда не сможет восстановить свою роль в мировом сообществе, а сама Украина в «объятиях» ЕС и США очень быстро превратится в проблемную и малозначащую страну наподобие нынешней Греции.
P. S.
Официальный Киев обнародовал «цену вопроса» по присоединению к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Как следует из заявления замминистра экономики Украины Валерия Мунтияна, для этого со стороны Москвы необходимо выполнение следующих условий:
— отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (3, 5 млрд. долл.) ;
— снижение цен на газ до внутрироссийских (4, 6 млрд. долл.) ;
— обеспечение полной загрузки газотранспортной системы Украины (что потребует отказа от строительства «Южного потока» и второй ветки «Северного потока», но говорить здесь о каких-то финансовых потерях для России не приходится, поскольку это явно «откатные» проекты со сроками окупаемости не менее 15 лет) ;
— отмена существующих протекционистских мер во взаимной торговле (до 0, 8 млрд. долл.)
— гарантии погашения возможных в случае вступления Украины в Таможенный Союз компенсационных выплат ВТО (до 2 млрд. долл.).
Таким образом, прямые российские затраты на включение Украины в Единое экономическое пространство могут составить около 11 млрд. долл. Для сравнения — затраты Евросоюза на сохранение Греции в зоне евро оцениваются примерно в 1–1, 5 трлн. евро. Путин назвал эту сумму «серьёзной, но вполне подъёмной» для Европы. Интересно, окажется ли «подъёмным» для Кремля хотя бы 1% от европейских расходов на «спасение» Греции — при том, что такие «инвестиции в интеграцию» Украины окупятся в течение ближайших трех лет?
1.0x