Ей покорялось небо
Анастасия Белокурова 5 октября 2011 года Номер 40 (933)
29 сентября на 88-м году жизни скончалась режиссёр Татьяна Лиознова. Её сравнивали с Альфредом Хичкоком и Лени Рифеншталь. Но именно она останется в памяти как один из немногих, истинно народных кинематографистов советской эпохи.Женщина, которая сделала образ нацистов привлекательным в глазах их главных противников, родилась в Москве 20 июля 1924 года в семье Моисея Александровича и Иды Израилевны Лиозновых. В отличие от Лени Рифеншталь, она никогда не играла в кино сама. Несостоявшийся авиатор (первый семестр МАИ), юная Татьяна Лиознова нашла себя во ВГИКе, в знаменитой мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Будучи ещё студенткой, поставила танец Любки Шевцовой в герасимовской «Молодой Гвардии». Затем сняла несколько разных, но успешных фильмов. Таких, например, как картина «Им покоряется небо», в основе которой лежит реальная история создания самолёта МиГ-9; в 1963 году фильм получает главный приз «Золотое крыло» на Международном кинофестивале в Давиле (Франция). Или семейная мелодрама «Евдокия», воспевающая традиционные ценности советского домостроя.
Но воистину всенародный успех ждал её впереди. Созданный в 1967 году фильм «Три тополя на Плющихе» стал не просто общесоюзным хитом. Он гарантировал жизненный аванс необходимой нежности каждой женщине, с пониманием взирающей на экран. Классика советского кино, эта лента и по сей день остаётся одной из главных иллюстраций невысказанной любви, проходящей мимо. В чём-то созвучной «Любовному настроению» Вонга Кар-Вая. На Международном кинофестивале в Аргентине в 1968 году «Три тополя на Плющихе» получили главный приз — «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность».
Дальше — больше. Вышедшая затем в 1973 году телевизионная эпопея «Семнадцать мгновений весны» совершила переворот в сознании миллионов. В истории советского кино было два подобных сериала (второй — «Место встречи изменить нельзя»), популярность которых зашкаливала все разумные пределы. Один породил множество анекдотов, другой — стал стартом вдохновения для субкультуры митьков.
Важность не в том, что Лиознова первая создала длинный телесериал, в котором действие перетекает из одной серии в другую. И даже не в том, что смогла превратить крайне заунывную прозу Юлиана Семенова в напряжённый саспенс. Главное достижение её режиссёрской работы заключалось в том, что художественный принцип «боевых киносборников», где обычно в качестве врага фигурировал глупый белокурый Ганс с обязательной губной гармошкой, был повержен намертво. Любование эстетикой Третьего рейха, а проще говоря — красивыми мужчинами в стильной форме, несколько раньше продемонстрировал нам «Щит и меч» Владимира Басова. В силу специфики крайне запутанного действия в романе Вадима Кожевникова, по которому был снят «Щит и меч», этот четырёхсерийный фильм всесоюзной любви не завоевал. Однако плацдарм для восприятия был заложен.
«Семнадцать мгновений весны» невольно популяризировали нацистскую эстетику в СССР в государственном масштабе. Дело даже не в том, что на протяжении 14-ти часов экранного времени нам подробно показывался «нацизм с человеческим лицом». Каким-то чудом была уловлена и отражена мистическая суть Третьего рейха. Смотря эту картину, любой зритель в итоге понимал, что победа над таким — умным и интеллигентным — врагом была куда более значимым актом героизма.
Не менее важную роль здесь сыграл неожиданный и абсолютно гениальный кастинг. Сложно поверить, к примеру, в то, что Леонид Броневой до «Семнадцати мгновений» был известен исключительно как театральный артист. Сильные актёрские работы сглаживали все исторические неточности и промахи. Эффект был настолько велик, что советские школьники, падкие на ролевые игры, после очередного показа «Мгновений» дружно, всем классом играли в нацистских вождей. Да и всплеск русского неофашизма начала 80-х был только на первый взгляд спровоцирован картиной Карло Лидзани «Площадь Сан-Бабила, 20 часов» (1976). «Семнадцать мгновений весны» к тому времени уже посмотрели все.
«Мгновения» получили Государственную премию СССР. После чего в творчестве Лиозновой наступает шестилетний перерыв. Её следующей работой становится экранизация злободневной пьесы Александра Гельмана. Социальный фильм «Мы, нижеподписавшиеся» не обладает большой художественной ценностью, хотя и демонстрирует ряд прекрасных актёрских работ. В этом же году Лиознова снимает куда более удачный «Карнавал» — феерическую музыкальную комедию с Ириной Муравьевой. Этакий отрезвляющий душ для молодых провинциалов, покоряющих столицу.
Последней работой Лиозновой в кино стал телевизионный фильм «Конец света с последующим симпозиумом» (1987), снятый по пьесе американского драматурга Артура Копита. В силу разных причин, картина была показана только один раз.
К концу жизни Татьяна Лиознова много и долго болела. Ей даже пришлось продать квартиру, чтобы оплатить лечение в клинике. Таков удел многих больших художников из оставшегося в прошлом Советского Союза. И как следствие — не самый удачный финальный виток в карьере режиссёра, удостоенного звания народной артистки СССР. И заслуживающей вечного уважения за приверженность тому мифотворчеству, которое — вместе с ушедшей эпохой — мы навсегда потеряли.