Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 21 сентября 2011

Русский народный хард-кор

<br>


Русский народный хард-кор
21 сентября 2011 года Номер 38 (931)
«Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра-Земля» — загадочный проект русского культурного подполья. Альбомы тверского трио в Интернете пользуются бешеной популярностью, его феномен анализируют портал OpenSpace и журнал «Афиша», а дебютный концерт влёгкую собирает полный зал модного заведения. Выступление коллектива прошло в минувший четверг, 15 сентября в московском клубе «Hleb».
У Ансамбля около десятка альбомов с названиями вроде «Ксенофобия», «Взрыв православной анархии» и «Ангелы шовинизма», и с не менее характерными слоганами и эпиграфами: «За содержание диска никто ответственности не несёт», «альбом посвящается повести Николая Васильевича Гоголя »Тарас Бульба« или »сила не в правде, а в Боге«.
Соответствуют и хиты — »Мы возрождаем инквизицию«, »Путо-капуто«, »По тошнотворной роже демократии«, »Распни этих всех депутатов«, »Почему ты ещё не в тюрьме? «, »Побольше смотри телевизор! «.
Афиша выступления гласила »Концерт в поддержку Муаммара Каддафи. Мы победим. Они падут. «
В своих номерах Ансамбль дотянулся до чего можно и до чего точно не рекомендуется — политическая система РФ и мировая закулиса, политкорректность и иммиграция, феминизм и шоу-бизнес.
При прослушивании записей Ансамбля в голову приходит название культовой книги Адама Парфрея, исследующей экстремальные пласты современного общества — »Культура времён Апокалипсиса«. А из богемного сленгового словаря — »хтонь« и »жесть«. В песнях полная полифония голосов и образов — здесь медийные штампы и лютая маргинальная фраза, увесистая псевдонародная клюква и радикализм обособленной политической ячейки, смех художника и плач земли.
На вопросы »Завтра« отвечает художественный руководитель »Ансамбля Христа Спасителя и Мать Сыра Земля« Алексей ГЛУХОВ.

»ЗАВТРА«. Проект с момента появления записей в интернете окружен ореолом таинственности, при этом ваша популярность довольно велика.
Алексей ГЛУХОВ. Во многом это случайность, мы сами не занимались раскруткой. Два первых альбома мы записали »в стол«. Единственное, что я сделал: выложил несколько песен на realmusic. ru. Там нас сразу заблокировали. Но после этого всё как-то стало всплывать. Знаю, что »В контакте« есть фан-клуб, но у меня туда даже доступа нет. И на realmusic. ru мы снова появились. Сейчас распространением занимаются другие люди. Не то, чтобы я отмазываюсь, но так получилось. Мы не такие люди, которые круглыми сутками сидят в интернете.
Нам сложно говорить о перспективах, стратегиях, наш приезд в Москву, что называется, на пробу. Никогда не думали, что это станет достоянием широкой общественности, и планов выступать не было. Мы и в Твери существуем достаточно обособленно, на контакты редко идём. В околобогемных кругах нас знают, но всё-таки мы вне тусовки.
»ЗАВТРА«. Какова самоидентификация Ансамбля? Что означают звучавшие определения »радикальный политический хардкор« или »экстремальная звуковая нагрузка«?
А. Г.»Ансамбль Христа Спасителя« — явно не рок-группа. Скорее смесь арт-проекта и идейно-политической формации.
Все участники проекта давно занимаются музыкой. У Старухи Изергиль — большая сольная карьера. У меня попутно были шумовые проекты, патриотические проекты. Я в музыке ещё со школьных лет и всегда тяготел к определённым крайним проявлениям: экстремальная музыка, экстремистская идеология, позиция. В разных стилях и жанрах.
Каждый из участников Ансамбля вносит что-то своё. Старуха Изергиль многое на ходу сочиняет, начинаем записывать — он гонит, не может остановиться. Что касается Ксении… Я подумал, что таких женских проектов почти нет и это будет интересно, возникнет дополнительный колорит. Мне хотелось создать запоминающийся женский образ. В мировой музыке есть Holy Moses, Kittie или Gallhammer, захотелось нечто подобное сделать и у нас.
Если хардкор — это доведённый до определённой степени каления, агрессивный, бескомпромиссный, не признающий норм звучания панк, то мы — это хардкор. К »хардкор«-группам, которых привечает и пропагандирует MTV, никакого отношения не имеем.
»Ансамбль Христа Спасителя« — это достаточно распознаваемые тексты на определённую острую тематику, которая затрагивает слушателя. Ни под кого не подстраиваться — главная позиция группы. Существующие форматы типа »рок против наркотиков« или »рок против террора« нас не устраивали, наш вариант — »рок против всего«.
Мы хотели заполнить пустоту и задеть одновременно. И быть как можно дальше от »рока«, давно ставшего придворным псом торжествующего сытого миропорядка.
Главное — не скатываться в пошлятину, в искусственность. Матерные слова у нас есть, но, думаю, они несут немножко другую информационную загрузку, чем мат ради мата, как у »Красной плесени«.
»ЗАВТРА«. Ваш метод ансамбля — атака на общество. Какой отдачи ждёте, не боитесь санкций, не обламывает ли реакция »прикольно«?
А. Г. Если быть чересчур серьёзным, то, в итоге, всё равно будет смешно. А у нас в одной песне проблема подаётся с разных позиций. Бытовой план наличествует; с другой стороны, когда Изергиль заносит, получается нечто совсем метафизическое. Поэзии здесь мало, у нас простые лозунговые тексты. И музыку я люблю прямую, примитивную. Сейчас сложность музыкальных технологий дошла до таких высот, что бесполезно соревноваться, кто изощреннее сделает. Но в музыке я всегда в первую очередь ориентировался на текст, на идею. А наша аудитория, думаю, это люди с интеллектом выше среднего.
»ЗАВТРА«. Кажется, что в Ансамбле очень сильна линия юродства, скоморошества?
А. Г. Изначально нам это в голову не приходило, потом люди стали об этом говорить. Образ Старухи Изергиль, естественно, располагает к таким аналогиям. Мы никогда не анализировали своё творчество. Сами мы достаточно эрудированные, наслушанные люди. Но всё это отдаём на откуп специальным людям — культурологам, критикам. То же самое — человек приходит к психоаналитику — больным себя не чувствует. А тот сразу может углядеть какие-то симптомы: мол, глаз дёргается, рука дрожит, сидите неправильно. Нам самоанализ ни к чему. Со стороны всё виднее.
»ЗАВТРА«. Такие люди заточены под спекуляцию: увидят то, чего и в помине нет.
А. Г.Ну так, среди культурологов согласия нет. Несколько человек скажут принципиально разное, а истина будет посередине.
»ЗАВТРА«. В песнях хватает тверской тематики — губернатор Зеленин, ФК »Волга«. Местный колорит как-то влияет?
А. Г.В этом есть определённый юмор. Мы же все не из Твери изначально. Ксения из Сибири приехала, Изергиль из Калязина, я из Дубны, там у меня квартира. Но живём здесь долго, уже отверичились. С 93-го года, когда поступили в ТГУ, в Твери и осели. Так получилось, что и творчеством мы занимаемся в Твери.
Интересные, достойные художники среди земляков есть. Но они более традиционные, разумеется. Такого, как мы, пожалуй, нет. Если брать новые тверские истории, связанные с современным искусством — мы знаем некоторых участников, но в любом случае в этом мы бы не участвовали. И навряд ли мы станем каким-то коммерческим проектом. Нет у нас таких предпосылок, мы лучше сами себе нагадим.
»Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля« — это самовыражение. Это один из наших проектов, который случайно вышел в люди. Остальные проекты — тоже не массового характера.
Я застал ещё время, когда группы какие-то запрещались, попадали в чёрные списки. Сейчас такого как бы нет. Запретить тоже могут, но уже не за музыку, а за какие-то общественные прегрешения музыкантов.
»ЗАВТРА«. Недавно в Федеральном списке экстремистских материалов оказался альбом »Коловрата« »Радикальный голос«, в том числе, кавер-версия песни »Каскадёры«
А. Г. Всё это связано с политикой, с различными судебными делами. Музыка идёт следом. А я хотел возродить ситуацию запрещённого искусства, настоящий андеграундный дух. Санкции? Будем отмазываться. Тем более, у нас в песнях достаточно много юмора. Нельзя же определённо сказать, что мы к чему-то призываем или пропагандируем. Просто имеются определённые лирические образы.
Сегодня мы живём в полицейском государстве — что может быть ещё хуже? Но чем сильнее давление, тем лучше — по крайней мере, для творческого человека моего плана.
Будем реагировать по ситуации, загадывать бесполезно. Допустим, к вам на улице пристанут — нельзя же заранее дать однозначный ответ, как себя вести. Всё зависит от числа нападающих, от времени суток — у вас сотни разных вариантов поведения.
Беседовали Андрей Смирнов и Сергей Угольников

1.0x