Авторский блог Анастасия Белокурова 03:00 31 августа 2011

Окутанная тайной

<br>

Окутанная тайной
Анастасия Белокурова 31 августа 2011 года Номер 35 (928)
18 августа в Париже в возрасте 44-х лет умерла русская актриса Екатерина Голубева, которую за рубежом называли «королевой европейского арт-хауса», но совершенно не знали на родине.
ДостатоЧно было только раз увидеть её лицо: странные светлые «русалочьи» глаза, высокие скулы, чувственные губы, — и сразу становилось ясно, что это одно из тех редких лиц, которые, словно специально, созданы для кинематографа. Несмотря на то, что актриса снималась у таких известных режиссёров, как Лео Каракс, Шарунас Бартас, Клер Дени, Бруно Дюмон, а фильмы с её участием были частыми гостями на крупных европейских кинофестивалях, её имя в России знали только редкие ценители авторского кино.
Екатерина Голубева родилась в Ленинграде, в 1966 году. Во время учёбы на актёрском факультете ВГИКе сыграла главные роли в фильмах «Научись танцевать» (1985) Леонида Мартынюка и «Сказка про влюблённого маляра» (1987) Надежды Кошеверовой. В те же годы произошло знакомство молодой актрисы с начинающим литовским режиссером Шарунасом Бартасом. Голубева вышла за него замуж и переехала в Литву. Союз оказался более чем плодотворным: она снялась в трёх фильмах своего мужа — «Три дня» (1991), «Коридор» (1995), «Нас мало» (1996) — которые принесли ей международный успех. «Три дня» получил премию ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля, а Голубева — награду за лучшую женскую роль на кинофестивале в Женеве. Также Катя стала соавтором сценария для фильма своего мужа «Дом» (1997) — последней совместной киноленты Бартаса и Голубевой.
В конце 90-х в жизнь Голубевой входит культовый французский режиссёр Лео Каракс. Увидев актрису на экране в фильме «Три дня», Каракс понял, что нашел героиню для своего нового фильма — вольной экранизации романа Мелвилла «Пьер и двусмысленности», которая вошла в историю кино под названием «Пола Х». Несмотря на то, что амбициозный проект с участием Гийома Депардье и Катрин Денев провалился в прокате, Голубева закрепила за собой славу актрисы с тонкой душевной организацией, загадочной иностранки с глазами, из которых на тебя смотрит бездна.
Вскоре Катя рассталась с Бартасом и вышла замуж за Лео Каракса. У них родилась дочь. Пара предпочитала жить в Париже, но нередко наведывалась в Москву. Каким ветром занесло Голубеву и Каракса в фильм «Девять семь семь» (2006) Николая Хомерики, история умалчивает. Несмотря на то, что фильм был отобран для участия в официальном конкурсе «Особый взгляд» 59-го Каннского фестиваля, это был однозначный провал или, вернее, обычная иллюстрация беспомощности российского арт-хауса.
Куда более заметными, хотя и не всегда со знаком плюс, стали работы Голубевой в фильме Бруно Дюмона «29 пальм» и картине Клер Дени «Незваный гость». У Дюмона Голубева уверенно изображала то, что на Западе принято считать «загадочной русской душой»: смеялась и плакала невпопад, безмолвно прохаживалась босиком по дорогам, загадочно смотрела вдаль… В «Незваном госте» была более органична, уже имея опыт работы с Клер Дени в одной из её самых известных картин «Мне не спится». Одной из её последних работ стала небольшая роль в фильме Рамиля Салахутдинова «Которого не было».
Четыре года назад Лео Каракса пригласили быть председателем жюри Ханты-Мансийского кинофестиваля «Дух огня», где, благодаря ему, главный приз достался замечательной ленте «Ласточки прилетели». Он приехал в таёжные дали вместе с Катей и маленькой дочкой. Этот визит зафиксировали парочка интервью с фотографиями, на которых изображены счастливые и спокойные люди. Каракс, мама которого, как недавно выяснилось — эмигрантка из Одессы, собирался снимать кино в России. Правда, обещал он это ещё с 1999-го года, когда задумал экранизировать русскую классику и варьировал названия от «Война и наказание» до «Мир и преступление». Теперь, в связи со смертью жены и музы, эти обещания кажутся ещё большей фата-морганой.
Екатерину Голубеву похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез. Обстоятельства и причины её смерти до сих пор не ясны. Ходят слухи, что актриса страдала от частых депрессий, но замкнутый образ жизни, который вели в Париже Голубева и Каракс, оставляет много места домыслам и предположениям. По странному стечению обстоятельств, мрачная атмосфера «Полы Х» настигла поочерёдно исполнителей главных ролей: трагически ушел из жизни Гийом Депардье, а теперь — и Катя Голубева. Прожившая свои роли в реальности. И исчезнувшая в небытие, как большинство своих героинь.

1.0x