Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 3 августа 2011

Музон

Вася Обломов. «Повести и рассказы»

Вася Обломов. «Повести и рассказы» («Монолит») 2011.
В летней паузе продолжаю добирать явления минувшего сезона.

Вася Обломов, вслед за Наличем и параллельно Растеряеву, наглядно показал силу Интернета. Началась история с композиции «Магадан».

Успех «Еду в Магадан» сродни таким интернет-мемам, как «Йожин з бажин» — чешская комедийная песня 1978 года Ивана Младека и группы «Banjo Band» или «Mr. Trololo» — видеозапись вокализа Аркадия Островского «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» в исполнении Эдуарда Хиля. Ролики конца семидесятых приобрели во всемирной паутине большую популярность.

В мае прошлого года лидер ростовской группы «Чебоза» Василий Гончаров придумал Васю Обломова. В интернете появился мультяшный ролик на песню «Магадан», грамотный и оправданный стёб над «русским шансоном» и отечественным шоу-бизнесом. В сети поднялся несказанный ажиотаж. Вскоре песне открыли свои эфиры радио и телеканалы, в том числе и Первый. На данный момент только официальный клип собрал на youtube. com более двух миллионов просмотров. Наконец, «Еду в Магадан» вошла в саундтрек фильма Т. Бекмамбетова «Ёлки». За «Магаданом» последовали новые творения — к весне материала набралось на целый альбом. В начале лета пластинка под названием «Повести и рассказы» была презентована.
«Чебоза» занимала свою небольшую нишу в отечественном рокапопсе — «музыка для умных подростков», по определению А.К. Троицкого. Стилистически «Чебоза» — меланхоличный брит-поп, хотя явно самый популярный номер группы «Васильки» — дурашливая история про невменяемого поклонника Димы Маликова, сделан по мотивам «Stan» Eminem'a. В 2008 году Гончаров стал музыкального продюсером проходного альбома Вячеслава Бутусова «Модель для сборки». Но до популярности Обломова «Чебозе» и иным проектам Гончарова гарантированно далеко. В каком-то смысле проект «Вася Обломов» — это продуктивная обида на то, что любит наш народ всякие «Лесоповалы» и «Руки вверх» и знать не хочет Coldplay. Есть такое. За одной только тонкостью: Coldplay — откровенно беспонтовая тема. Как сказал бы сам Вася Обломов — УГ. И когда такие ориентиры выставляют в укор, можно только пожать плечами — неужели это предлагают как лекарство от масскульта?!

«Повести и рассказы» — это чёртова дюжина разнокалиберных историй, сюжетов, ситуаций. «Еду в Магадан» здесь дважды — оригинал (с ненормативной лексикой) и теле- (она же — радио-) версия. Есть также громкий дуэт со Шнуровым «От души» — продолжение темы «Магадана».

Альбом — местами посконный хип-хоп а-ля Ноггано или Нойз МС, «УГ» могло бы исполнить с другим текстом «Любэ», «Кто хочет стать милиционером? », несмотря на издевательское содержание, идеально подойдёт для саундтрека к телесериалу. Поп-потенциал имеется, как минимум, у половины номеров альбома. Но сложно не согласиться с мнением, что «обсуждать музыкальную составляющую проекта бессмысленно: это яркое и остроумное высказывание не музыкального, а общественного характера». (Андрей Бухарин, «Rolling Stone»).

Здесь хватает точного, смешного и страшного. Очаровательный «Начальник», жуткая «Роме пришла повестка», раздумчивые «Одноклассники», злое «Письмо счастья» — привет самому премьер-министру:
Пялимся в ящик, верим новостям,
Видим вас каждый день, знаем, как вы там,
Понравилось, как вы на «Ладе» через всю страну,
Понравилось, как с китами были, что Москва в дыму,
Видели, как вы сами тушили пожар,
Вот это была тема, вот это угар.

С совестью у Обломова всё в порядке, пофигизмом он точно не страдает — состояние, когда «по телевизору смех, а в душе тоскливо» понятно миллионам. Но с ориентирами большой вопрос.

Вася Обломов — выходец из среднего класса. Теоретически он способен на многое, но даже дыроколом не заедет начальнику по голове. В ЖЖ или на фейсбуке изольёт желчь. Или напишет резкую песню. «С чего начинается Родина» — документ времени, задеты болевые точки, но есть и то, что вызвано путаницей — Родина или государство. И нет в этом обличительном пафосе положительного героя и минимального просвета, если за таковой не считать, конечно, образ Бендера с его неудачной попыткой «валить». Во многом — это проблема поколения. Когда горечь от существующих порядков переходит в нападки на самую сущность. Ровно как предупреждал Ф.М. Достоевский, неуклюже упомянутый на альбоме.

«Чтобы ты правозащитникам и блоггерам нравился», — злобное пожелание кровопийце-начальнику из одноимённой песни. Хорошее предостережение и для самого Васи Обломова. Он уже многим своим отрицательным персонажам пришёлся по душе.

А там, где ценят Coldplay, Вася Обломов точно не нужен. Да и Василий Гончаров по своим основным занятиям вряд ли интересен. Может, попробовать «полюбить вчерне»? Почему-то кажется, что Вася Обломов на такое способен.

1.0x