Авторский блог Владимир Овчинский
03:00
3 августа 2011
Магнитский и «братва»
<br>
Магнитский и «братва»
Доктор юридических наук Владимир Овчинский 03 августа 2011 года Номер 31 (924)
Так называемый «Список Магнитского» — только начало крупномасштабного информационно-правового наступления США на Россию с помощью методов борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Конечно, в идеологическом плане давление через список со времен окончания «холодной войны» беспрецедентное. Но, если разобраться, какой конкретный вред России несет этот список? В списке — только судьи, сотрудники правоохранительных и налоговых органов. Их теперь не пустят в США. Это, конечно, неприятно. Но, вряд ли посещение Америки было целью их жизни. Сейчас американцы готовят дополнительное решение — об аресте счетов членов списка на территории США. Но откуда у членов списка американские счета? Если они есть, то это уже вопросы к российским подразделениям собственной безопасности соответствующих структур, к которым относятся списочники.
Подобных вопросов в ближайшее время будет возникать всё больше и больше. 25 июля с. г. Совет национальной безопасности США одобрил новую «Стратегию по борьбе с транснациональной организованной преступностью» (сокращенно — ТОП). В ней дано определение ТОП, показаны растущие угрозы ТОП для национальной и международной безопасности. Определено 56 конкретных мер по борьбе с ТОП. Приоритетными направлениями названы: программа «Начать дома» — по наведению порядка в борьбе с ТОП на территории самих США; повышение уровня разведки и обмена информации о ТОП между различными американскими правоохранительными органами и спецслужбами; защита финансовой системы и стратегических рынков против ТОП; укрепление правовой базы борьбы с ТОП с целью более эффективного уголовного преследования членов преступных сообществ; строительство («сборка») эффективного международного потенциала в борьбе с ТОП.
В качестве региональных приоритетов в Стратегии названы: 1) Западное полушарие (Центральная Америка, Мексика), прежде всего — в связи с растущими угрозами незаконного оборота наркотиков, людей и оружия; 2) Колумбия (борьба с наркопартизанами) ; 3) Афганистан, где наркобизнес также сросся с терроризмом; 4) Россия/Евразия (особый акцент сделан на сговоре преступных синдикатов с государственными чиновниками с целью подрыва конкуренции на стратегических рынках — таких, как газ, нефть, алюминий и драгоценные металлы. Кроме того, Обама в своем выступлении по Стратегии назвал в качестве одного из главных врагов США преступную организацию из граждан бывшего СССР под названием «Братва» или «Братский круг». Поскольку такой организации никогда не существовало, то под понятие «братвы» могут попасть очень многие, если не все, граждане бывшего СССР. И сделано это, конечно, не случайно; 5) Балканы, как основной канал любой контрабанды между Востоком и Западом; 6) Западная Африка, которая стала главным транзитным пунктом для незаконных поставок наркотиков в Европу и в США; 7) Тихоокеанский регион Азии (кражи интеллектуальной собственности).
Особое внимание в Стратегии обращено на блокирование активов, принадлежащих ОПГ и их пособникам, находящихся под юрисдикцией США. Также ставится цель «определить иностранных клептократов, которые имеют коррумпированные отношения с ТОП, и провести работу по замораживанию их активов для последующей конфискации». Причем, для осуществления этих мер будут использоваться возможности известного Патриотического акта, принятого после 11 сентября 2001 года, в том числе — по электронному контролю за «клептократами». Кроме того, в Стратегии большое внимание уделяется расширению мер по недопущению въезда в США лиц, связанных с ТОП.
Ясно, что рассматриваемая Стратегия будет использована не только в антимафиозных, но и в политических целях — как средство давления на «неугодных» политиков и чиновников той или иной страны. Ясно также, что немалая часть этих неугодных политиков и чиновников будет из России. Исходя из смысла Стратегии, США фактически берет на себя функцию борьбы с российской организованной преступностью. Ей это сделать будет несложно, ведь в самой России подразделения по борьбе с оргпреступностью ликвидированы указом президента Дмитрия Медведева еще в сентябре 2008 года. В ходе реформы МВД они так и не были восстановлены. Ни стратегии, ни программы, ни каких-либо планов борьбы с оргпреступностью в стране сейчас нет. Получается, что борьба с российской организованной преступностью переходит под внешнее управление!
P. S. Обсуждение этой Стратегии на сайтах радиостанции «Эхо Москвы» и газеты «Московский комсомолец» показало, что большинство тех, кто прислал комментарии в блоги, выступают за такое внешнее управление, поскольку не верят в способность российских правоохранительных органов навести порядок в борьбе против организованной преступности.
1.0x