Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 27 июля 2011

Музон

<br>

Музон
Андрей Смирнов 27 июля 2011 года Номер 30 (923)
Kira Lao. «Kira Lao» («Союз/Восход»), 2011.
Первый альбом проекта из Великого Новгорода, отмеченного премией «Степный волк-2011» в номинации «Дебют». Новгород — не самый заметный регион на музыкальной карте. Но у «Kira Lao» есть все возможности прозвучать сильнее, нежели только положительные рецензии в музыкальных изданиях и выступления на фестивалях независимой музыки.
«Kira Lao» ходит по территориям, ныне плотно истоптанным — трип-хоп, чарующий птичий девичий голос, фолк-вздохи, однако получается очень даже ярко и своеобразно. Если бы трип-хоп игрался в Древней Руси, возможно, он звучал бы именно как «Kira Lao». Даже англоязычность некоторых композиций, как правило, неубедительно вымученная на Руси, здесь не напрягает. Скорее, приоткрывается окно в иной мир или, как сказали бы культурологи, происходит диалог культур.
Сама Кира Лао — довольно бойкая, уверенная в себе особа, чему, видимо, способствует и имя, которому приписывается властность, самостоятельность, рассудительность.
Альбом «Kira Lao» небольшой — всего девять номеров на тридцать три с половиной минуты. Очевидная пристрелка, декларация о намерениях. «Наш альбом — не концептуальная история, как с точки зрения звука, так и с точки зрения стиля. Русскоязычные композиции — это эксперименты с фолком, англоязычные — ближе к трип-хопу, поп-музыке, есть даже трек в ритме танго. Наверное, поэтому весь наш альбом кажется сырым по звуку. Потому что я представляла, как должна звучать каждая конкретная песня, но не думала о саунде альбома в целом. Мы лишь зафиксировали то, что интересно нам в настоящий момент. В следующий раз нас будет интересовать что-то другое» (lenta. ru). Однако впечатления от пластинки очень симпатичные. Помимо альбомных песен, в сети можно отыскать ещё несколько номеров, как сайд-проектов, так и не вошедших на пластинку — выделяются «Лодка» и особенно «Шалфей».
«Kira Lao» — привлекательный сплав качественной музыки и архаических аллюзий, содержание пропитано трип-хопом, неофолком, dark-wave.
Мужская часть группы ответственна за гитары и битбокс, женская — это виолончель, фортепиано, синтезаторы, гусли. Интересно, что одновременно используются как инструменты, призванные успокоить, так и те, что тревожат, возмущают душу человеческую.
Ассоциации здесь в пространстве от Бьорк и Бетт Гиббонс до Coil и Antony and the Johnsons, и от неизбежной Алины Орловой до значительного питерского коллектива Theodor Bastard.
В проекте словно воплотились всевозможные планы Великого Новгорода. Пресловутая близость к Европе и мистика рек и лесов, славянская меланхолия и нордическая суровость, купеческая мобильность и северная фундаментальность. А гусли у новгородцев — прямая ассоциация, разумеется, Садко, своей игрою на гуслях и пением покоривший царя Морского и его младшую дочь, царевну Волхову.
Гусли — вообще инструмент из правремён, они появляются уже в Книге Бытия, их изобрёл сын потомка Каина, Ламеха, Иувал. «Он был отец всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4:21). В последние годы гусли всё активнее используются и в современных проектах. С удовольствием припомню пластинки гусляра Егора Стрельникова и мультиинструменталиста Мити Кузнецова «Яко по морю» и «Сила по силе».
Несколько лет назад деятели, проводившие Новгородское вече, по угару углядели в Волхове ящера. Визионеров «Kira Lao» этим не удивишь, все эти «шелесты» и «круги на воде» воспринимаются ими непосредственно.
Это не пейзажи, которые открывают световую сторону мира, скорее «Kira Lao» своими плачами-причитаниями передаёт волшебную и противоречивую атмосферу русского северо-запада. Кира Лао ворожит, слышит голоса стихий и сама оборачивается ими.
«Скажем так, поэзия урбана мне не близка. Я больше люблю леса, поля, горы и все, что находится за городом. Меня, так или иначе, волнует тема взаимоотношения людей. Правда, сейчас мне это уже менее интересно, новые тексты — о взаимоотношениях с самим собой. Сейчас я вдохновляюсь эпохой начала 20 века, тем, что происходило в России до революции, читаю мемуары Вертинского и Рахманинова. Меня вдохновляют сильные личности, вроде Лени Рифеншталь, для большинства это любимый режиссер Гитлера, а для меня женщина, которая босиком занималась альпинизмом и купалась в ледяных водах Антарктики. Мне кажется, сейчас людей такого масштаба уже нет». (Интервью — http://reaktivist. ru)

1.0x