Авторский блог Анастасия Белокурова 03:00 27 июля 2011

Лучше, чем вчера

<br>

Лучше, чем вчера
Анастасия Белокурова 27 июля 2011 года Номер 30 (923)
«Громозека» (Россия, 2011, режиссёр — Владимир Котт, в ролях: Николай Добрынин, Леонид Громов, Борис Каморзин, Евгения Добровольская, Полина Филоненко, Дарья Семенова, Яна Поплавская, Дмитрий Иосифов, Владимир Торсуев, Валерия Гай Германика).
Когда-то давно милиционер Громов (Борис Каморзин), врач Каминский (Николай Добрынин) и таксист Мозеров (Леонид Громов) учились в одном классе и были участниками популярного вокально-инструментального ансамбля под названием «Громозека». Название ВИА — удачное сочетание фамилий героев и имени инопланетного механического учёного из советского мультфильма «Тайна Третьей планеты». Но на дворе наши дни. И повзрослевшие — а вернее, постаревшие — герои ощущают собственную неактуальность.
Нескладный трусливый толстяк Громов мечтает об оперативной работе, а вместо этого протирает штаны среди конторских бумаг. В какой-то момент он начинает подозревать в измене свою жену (Евгения Добровольская) и совершенно не догадывается, что его «бездельник»-сын не кто иной, как наёмный убийца. Нервный Каминский мечется между тоскливой женой и активной любовницей, но однажды на его операционном столе по досадной случайности умирает маленький пациент. А после и сам хирург узнаёт, что смертельно болен. Порядочный, тонко чувствующий Мозеров случайно узнаёт о том, что его равнодушная дочь (Полина Филоненко) снимается в порнофильмах, и он хочет изуродовать девушку, чтобы навсегда отбить у неё охоту к экспериментам.
Судьба фильма «Громозека» на сегодняшний день складывается весьма удачно. Картина участвовала в конкурсных программах Международного Роттердамского кинофестиваля и XXII кинофестиваля «Кинотавр», а также собрала полный зал Дома Кино в рамках внеконкурсных показов ММКФ. Снял «Громозеку» по собственному сценарию режиссёр Владимир Котт, в чьём послужном списке до этого значилось несколько телесериалов («Охотник», «Серебряный Самурай»). И полнометражный фильм «Муха» (2008), взявший главный приз на международном кинофестивале в Шанхае и приз «Бронзовая тайга» на отечественном фестивале «Дух огня». Его брат-близнец Александр Котт известен многим как режиссёр нашумевшей «Брестской крепости».
По словам режиссёра, грустная история не вписавшихся в современность мужчин носит определение «ностальгический блокбастер». Ностальгический — не только потому, что в фильме в эпизодах заняты Яна Поплавская (Красная Шапочка), Дмитрий Иосифов (Буратино) и совершенно неузнаваемые братья Турсуевы, сыгравшие когда-то главные роли в «Приключениях Электроника». И не потому, что в финале беспросветную жизнь окрашивает старый советский шлягер «Птица счастья», которая так и не выбрала персонажей «Громозеки», сколько к ней не взывай. Ностальгией оборачивается каждая секунда «утраченного счастья».
Несмотря на близость фильма к аналогичным по духу авторским работам режиссёров Хомерики, Хлебникова и Попогребского, картина иногда выруливает на мотив традиционных американских драм про кризис среднего возраста. А унылая серость московских зимних улиц в сочетании с необходимым для современной российской жизни набором — порно, врачи, менты, таксисты, at cetera, — делает «Громозеку» интересным и за рубежом.
Как уже не раз писала автор этой статьи, отечественный кинематограф потерял своего героя, а нового придумать так и не смог. Сам режиссёр охарактеризовал своих персонажей так: «Это история людей, которые придумывают себе проблемы и с этими проблемами в голове живут». Несмотря на сочувствие, которое вызывают персонажи — ведь они так внутренне похожи на Громозеку — столь же бессмысленные и нелепые, они из тех героев, кто сам и только сам виноват в своём безрадостном бытии. В любой самой безнадёжной ситуации, будь то развал страны или всемирный потоп, следует каждый миг преодолевать и себя, и окружающий кошмар существования. Но у грустной троицы не хватает сил хотя бы не врать. Они мало способны вообще что-либо делать. Даже когда встречаются в бане и интересуются друг у друга как дела, привычно врут в ответ, что «нормально». Хотя зритель наблюдал прямо противоположное все полтора часа экранного времени.
Этот момент отсутствия деятельного положительного героя даёт значительную слабину в неплохом фильме с прекрасными актёрскими работами и рядом по настоящему отличных эпизодов — точных, как снайперский выстрел. Но соседствуют с этими эпизодами и такие откровенные спекулятивные удары под дых, как, например сцена сноса старых домов экскаватором, озвученная песней из советских времён «Как прекрасен этот мир». И никакая тоска по прошлому не может служить оправданием подобного нарратива.
Но, в отличие от упомянутых выше режиссёров «новой русской волны», «Громозека» хотя и признаёт, что «прекрасное далёко» к большинству населения нашей страны оказалось крайне жестоким, но не использует откровенную чернуху как авторский приём. Поэтому у него есть все шансы дойти до среднего зрителя и занять свою нишу.
Где-нибудь между любителями блокбастерного попкорна и теми, кто предпочитает наслаждаться мрачным артхаусом у себя дома.

1.0x