Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 29 июня 2011

Музон

<br>
Музон
Андрей Смирнов 29 июня 2011 года Номер 26 (919)
Mujuice. «Downshifting» («Союз»), 2011.
На диске в глаза настойчиво бросается наклейка с восторгами видных отечественных критиков: «Группа крови» для поколения нулевых«, »Лучшая российская пластинка за последние пять лет«, »открывает новую страницу в истории популярной музыки, умудрившись органично соединить две абсолютно антагонистичные стихии: депрессивный русский рок и бесстрастную клубную электронику«. Речь идёт о новом альбоме Романа Литвинова aka Mujuice.
К такой экзальтации не привыкать, проблема в том, что частенько подобные фавориты очень скоро начисто пропадают из поля зрения. Однако будущую историю Муджуса предсказать сложно. И не всё в ней будет зависеть от него самого.
Муджус — довольно известный московский электронщик, признанный, в том числе, и в заинтересованных сообществах за рубежом. Доселе от Литвинова исходила довольно любопытная экспериментальная электроника. На предыдущем альбоме »Cool Cool Death« одним своим названием сражает композиция »Слеза оленя, считающего себя северным сиянием«, а ещё имеются »Декаданс«, »Жди«, »1997«.
Последним альбомом Муджус вышел на новые рубежи, на куда более широкую аудиторию. Есть попс, что выдаёт себя за независимую сцену, притворяется музыкой »не для всех«. Бывает наоборот — на масскульт старательно претендуют проекты, которым путь дальше клубной сцены заказан. Вот »Downshifting« где-то посередине.
мы цвели на костях весны
после марта пришел февраль
новостройками снились сны
тишину закаляла сталь
стали стаями таять дни
звезды серые звали в путь
обжигали карман нули
в серебро превращали ртуть

»Downshifting« — это такой бодрый электронный поп-рок с аллюзиями на восьмидесятые-девяностые. Критики и меломаны увлечённо перечисляли источники вдохновения, аналогии — Цой, »Мумий Тролль«, Дельфин. Вплоть до Moby и Momus'а и даже почему-то Вертинского. От себя бы добавил »Би-2«, интонации влиятельного у нас Brazzaville. При желании можно »откопать« даже местный дэнс девяностых годов и 8-бит. И очень часто возникает ощущение чего-то знакомого, давно услышанного.
»Downshifting« — это мрачные романтические истории про »кровь на танцполе«, »апокалипсис каждый день«, »ласку и тоску« и то, что »всё бессмысленно и бесполезно«. При этом у Муджуса отсутствует, во всяком случае, совершенно не читается, ирония/самоирония.
Альбом, что называется, понравился. Слушается с интересом, несмотря на обилие клише, монотонность, бесцветный вокал-шёпот Муджуса.
»Его альбом Downshifting — это вполне понятный продукт, выверенный и просчитанный до мельчайшей реакции слушателя… Его музыка нравится всем — 17-летней посетительнице «Солянки» и 35-летнему бизнесмену, с которым она из этой «Солянки» уезжает, она нравится ценителям Набокова и поклонникам Дэна Брауна, автору этих строк и его маме. При этом, уровень диалога, который предлагает Роман, не то, чтобы очень высок. Музыкальный рисунок — незамысловатый, поэтика — на уровне мечтательного десятиклассника. Но, черт возьми, это работает!.. И главное достоинство этой музыки, этих слов заключается не в том, что они модные, своевременные или какие-нибудь еще. Главное их достоинство в том, что они — это наше отражение. Это мы сами«, — объясняет GQ.
На самом деле »мы« — это скованные одной цепью, связанные одной »Солянкой«. Круг прямого восприятия довольно локален, пусть и считает себя вселенной. Но что делать тем, кто в »Солянке« (модном столичном заведении) не был и быть не собирается?
»Русский рок« при всех его известных слабостях был новым явлением, завоевавшим свою аудиторию. »Мумий Тролль« и иже с ним — это уже состояние проекции, когда масса формирует ожидание — вот и появляется свой Oasis, свой Blur. Но когда многое считывается, почти невозможно говорить о магии произведения.
У тех, с кем настойчиво сравнивают Муджуса — харизма, злость, энергетика. Этого »Downshifting« не то чтобы лишён, скорее, в этом себя и не искал. Цой пел про тех, кто родился в »тесных квартирах новых районов«. Дельфин про »потерянное поколение«, чей выход во взрослую жизнь пришёлся на тотальный слом всех ценностей. Муджуса же с его ранимостью, эмоциональностью, депрессивным романтизмом куда проще вписать в эмо-контекст.
»Downshifting« — не курьёз, не разводка, но и не откровение. Особенно, если это »метафора нулевых«. Тем более, »нулевые« уже кончились.

1.0x