Музон
Андрей Смирнов
22 июня 2011 года Номер 25 (918)
Николай Коперник. «Огненный лёд» («Мазай коммуникейшенс») 2010.«Для того, чтобы пояснить примером, что значит »делай, что хочешь«, давайте вспомним фильм »Фанфан-Тюльпан«. Там есть забавный момент: новобранец Фанфан вместе с другими солдатами занимается строевой подготовкой. Вахмистр, очень довольный своей должностью, в восторге кричит: »Лечь, встать! Лечь, встать! « И вот Фанфан спокойно встает, снимает форму, говорит, что ему осточертели эти дурацкие упражнения, и уходит. Это идеальная модель реализации девиза »делай, что хочешь«. Можно себе представить, какой кошмар в социуме может вызвать такая жизненная позиция. Однако для того, чтобы стать магом или алхимиком, необходимо поступать так, как поступил Фанфан», — писал Евгений Головин.
Эти рассуждения всегда приходят мне в голову при знакомстве с творческими проявлениями Юрия Орлова. Орлов всегда творил что хотел, вызывающе равнодушно относясь к конъюнктуре, общественному мнению. Самый известный его проект — неоромантический «Николай Коперник» играл так, как в России до сих пор почти никто не играет. В восьмидесятые «Коперник», наряду с «Центром» и «Звуками Му», считался лидером московской «новой волны». По замечанию АК Троицкого, «группа »Николай Коперник« обнаружила редчайшее сочетание безупречно грамотного »музыкантства« и свежих идей». Альбом «Родина», вышедший в 1986 году и переизданный на CD в 2005 году, был включен Александром Кушниром в исследование «100 магнитоальбомов советского рока». Группа сотрудничала с целым рядом видных западных музыкантов. Но в начале девяностых «Николай Коперник» прекратил своё существование почти на полтора десятилетия.
«В 80-х царил революционный дух, не только музыкальный, но и социально-эстетический. И если появлялось что-то экстраординарное, это было сразу заметно. А в 90-е годы начали приезжать западные звёзды, поддерживаемые серьёзными рекламными кампаниями, и нам, экзальтированным эстетам, наплевательски относящимся к любого рода продакшену, стало сложно отстаивать свои принципы. Мы ценили независимость…» (Интервью проекту «Наш Неформат»)
Орлов плотно занялся электронной музыкой — проекты «Ф. И. О. » и «Холодная рука Москвы», клубное движение. Писал музыку к фильмам «Мама, не горюй-2», «Дети чугунных богов», спектаклю «Чапаев и Пустота», занимался продюсированием. Так, Орлов был продюсером знаменитого боевика «Тату» — «Нас не догонят».
В конце зимы 2006 года — сначала в модном московском клубе «Газгольдер», а затем на втором съезде ЕСМ на ВДНХ — происходит возвращение «Николая Коперника» на сцену.
Наконец, «Николай Коперник» выпускает альбом «Огненный лёд». В конце 2010 года пластинка была выложена для прослушивания на официальном сайте — www. nikolaykopernik. ru., ожидается выход СD и винила. Но сезон заканчивается, к тому же «Огненный лёд» присутствует в шорт-листах премии «Степной волк» в трёх номинациях — «альбом», «голос» и «дизайн», так что имеет смысл откликнуться.
Запись альбома велась на студии группы «Моральный кодекс», а сведением занимался британский продюсер Тим Палмер. Результатом стал прозрачный, лёгкий, космический звук.
«Огненный лёд» — очень красивый альбом. Хватает по-новому переосмысленных произведений — ещё с альбомов «Северный путь» и «Концерт в Тиране», но они подчинены концепции пластинки.
«Ледяные колокола» или «поцелуи звёздные» — в любой иной ситуации, запросто может прозвучать как пошлость. Но «божественные дарования» Орлова уносят прочь от реальности.
Орлов создаёт свои миры и свободно владеет ими. И музыка «Коперника», имеющая явные основания в 70–80-х годах прошлого века, звучит более чем современно. «Романтизм заключается в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов или достоверности изображения. Художники искали его где-то на стороне, тогда как и обрести его можно только в своем внутреннем мире… Романтизм есть искусство современности, иначе говоря — настроение, одухотворённость, колорит, стремление к бесконечности, выраженное всеми средствами, какими располагает искусство…» (Шарль Бодлер).
«Николай Коперник» гордо возвышается посреди уравнительной серости поп-сцены. На первом концерте после воссоздания группы А. Дугин воскликнул: «Эта музыка выше нас и вас, и тех, кто её исполняет! »
Само парадоксальное словосочетание «огненный лёд» скорее напоминает космогонические доктрины о борьбе вечного огня и вечного льда, определяющей жизнь космоса.
«Огненный лёд» — это такое «приближение к Снежной Королеве». Словно Орлов выкладывает из кусочков (огненного) льда слово «вечность»:
«Люди настолько одиноки в этом огромном мегаполисе, что нам захотелось создать такую тёплую по ощущению пластинку, но, с другой стороны, холодную и безжалостную. Получился холодный и безжалостный романтизм для горячих сердец…
Сверкающий мир огненного льда наполняет ваши мечты особым смыслом космических пространств. Ночные индиго внутренних бездн расправляют крылья небес. Айсберги вселенной движутся в новом направлении. Космическая эстрада — рождение сверхновой. Слушайте, углубляйтесь, наслаждаясь, забывая внешние атрибуты времени».