Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 22 июня 2011

Музон

<br>

Музон

Андрей Смирнов

22 июня 2011 года Номер 25 (918)

Николай Коперник. «Огненный лёд» («Мазай коммуникейшенс») 2010.
«Для того, чтобы пояснить примером, что значит »делай, что хочешь«, давайте вспомним фильм »Фанфан-Тюльпан«. Там есть забавный момент: новобранец Фанфан вместе с другими солдатами занимается строевой подготовкой. Вахмистр, очень довольный своей должностью, в восторге кричит: »Лечь, встать! Лечь, встать! « И вот Фанфан спокойно встает, снимает форму, говорит, что ему осточертели эти дурацкие упражнения, и уходит. Это идеальная модель реализации девиза »делай, что хочешь«. Можно себе представить, какой кошмар в социуме может вызвать такая жизненная позиция. Однако для того, чтобы стать магом или алхимиком, необходимо поступать так, как поступил Фанфан», — писал Евгений Головин.
Эти рассуждения всегда приходят мне в голову при знакомстве с творческими проявлениями Юрия Орлова. Орлов всегда творил что хотел, вызывающе равнодушно относясь к конъюнктуре, общественному мнению. Самый известный его проект — неоромантический «Николай Коперник» играл так, как в России до сих пор почти никто не играет. В восьмидесятые «Коперник», наряду с «Центром» и «Звуками Му», считался лидером московской «новой волны». По замечанию АК Троицкого, «группа »Николай Коперник« обнаружила редчайшее сочетание безупречно грамотного »музыкантства« и свежих идей». Альбом «Родина», вышедший в 1986 году и переизданный на CD в 2005 году, был включен Александром Кушниром в исследование «100 магнитоальбомов советского рока». Группа сотрудничала с целым рядом видных западных музыкантов. Но в начале девяностых «Николай Коперник» прекратил своё существование почти на полтора десятилетия.
«В 80-х царил революционный дух, не только музыкальный, но и социально-эстетический. И если появлялось что-то экстраординарное, это было сразу заметно. А в 90-е годы начали приезжать западные звёзды, поддерживаемые серьёзными рекламными кампаниями, и нам, экзальтированным эстетам, наплевательски относящимся к любого рода продакшену, стало сложно отстаивать свои принципы. Мы ценили независимость…» (Интервью проекту «Наш Неформат»)
Орлов плотно занялся электронной музыкой — проекты «Ф. И. О. » и «Холодная рука Москвы», клубное движение. Писал музыку к фильмам «Мама, не горюй-2», «Дети чугунных богов», спектаклю «Чапаев и Пустота», занимался продюсированием. Так, Орлов был продюсером знаменитого боевика «Тату» — «Нас не догонят».
В конце зимы 2006 года — сначала в модном московском клубе «Газгольдер», а затем на втором съезде ЕСМ на ВДНХ — происходит возвращение «Николая Коперника» на сцену.
Наконец, «Николай Коперник» выпускает альбом «Огненный лёд». В конце 2010 года пластинка была выложена для прослушивания на официальном сайте — www. nikolaykopernik. ru., ожидается выход СD и винила. Но сезон заканчивается, к тому же «Огненный лёд» присутствует в шорт-листах премии «Степной волк» в трёх номинациях — «альбом», «голос» и «дизайн», так что имеет смысл откликнуться.
Запись альбома велась на студии группы «Моральный кодекс», а сведением занимался британский продюсер Тим Палмер. Результатом стал прозрачный, лёгкий, космический звук.
«Огненный лёд» — очень красивый альбом. Хватает по-новому переосмысленных произведений — ещё с альбомов «Северный путь» и «Концерт в Тиране», но они подчинены концепции пластинки.
«Ледяные колокола» или «поцелуи звёздные» — в любой иной ситуации, запросто может прозвучать как пошлость. Но «божественные дарования» Орлова уносят прочь от реальности.
Орлов создаёт свои миры и свободно владеет ими. И музыка «Коперника», имеющая явные основания в 70–80-х годах прошлого века, звучит более чем современно. «Романтизм заключается в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов или достоверности изображения. Художники искали его где-то на стороне, тогда как и обрести его можно только в своем внутреннем мире… Романтизм есть искусство современности, иначе говоря — настроение, одухотворённость, колорит, стремление к бесконечности, выраженное всеми средствами, какими располагает искусство…» (Шарль Бодлер).
«Николай Коперник» гордо возвышается посреди уравнительной серости поп-сцены. На первом концерте после воссоздания группы А. Дугин воскликнул: «Эта музыка выше нас и вас, и тех, кто её исполняет! »
Само парадоксальное словосочетание «огненный лёд» скорее напоминает космогонические доктрины о борьбе вечного огня и вечного льда, определяющей жизнь космоса.
«Огненный лёд» — это такое «приближение к Снежной Королеве». Словно Орлов выкладывает из кусочков (огненного) льда слово «вечность»:
«Люди настолько одиноки в этом огромном мегаполисе, что нам захотелось создать такую тёплую по ощущению пластинку, но, с другой стороны, холодную и безжалостную. Получился холодный и безжалостный романтизм для горячих сердец…
Сверкающий мир огненного льда наполняет ваши мечты особым смыслом космических пространств. Ночные индиго внутренних бездн расправляют крылья небес. Айсберги вселенной движутся в новом направлении. Космическая эстрада — рождение сверхновой. Слушайте, углубляйтесь, наслаждаясь, забывая внешние атрибуты времени».

1.0x