Оппозиции и крайности
С 23 июня по 3 июля в Москве пройдет 33-й Московский международный кинофестиваль
Анастасия Белокурова 15 июня 2011 года Номер 24 (917)На пресс-конференции, посвящённой фестивалю, неизменный программный директор ММКФ Кирилл Разлогов рассказал журналистам о том, как и по каким законам отбирались фильмы. И обозначил тему фестиваля как «оппозиции и крайности».
Фильмом открытия ММКФ станет картина «Трансформеры-3: Темная сторона Луны». Более того, в Москве впервые, в рамках кинофестиваля состоится мировая премьера блокбастера такого уровня. В столицу прибудут голливудские звёзды и иностранные журналисты в огромном количестве. Качество самого фильма в данном случае отступает на второй план. Главное — сенсация.
Основной конкурс, наоборот, впервые за долгое время обнадёживает разнообразными и необычными фильмами. Российских фильмов в конкурсе два, и, судя по всему, это самое слабое звено конкурса. Арт-хаусная лента «Бумеранг сердце» режиссёра Николая Хомерики и новый амбициозный проект автора нашумевшего малобюджетного фильма «Пыль» Сергея Лобана — «Шапито-шоу», снимавшийся шесть лет и представляющий собой кинополотно порядка трёх часов действия, — «что-то между Феллини и Михалковым», как говорят.
С остальными лентами дела куда интереснее. Новый фильм ветерана японского кино Кането Синдо «Открытка» будет соревноваться с автобиографичным кинодебютом чешского экс-президента и драматурга Вацлава Гавела «Уход». Французы привезут в Москву фильм «Перевод с американского» — криминальную любовную драму о насилии в среде подростков. И «Эскалацию» Шарлотты Сильверы — франко-испанскую ленту, созданную по мотивам пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Гонконг будет представлен лентой «Месть. История любви» — название говорит само за себя. Польша — драмой из монастырской жизни под названием «Именем дьявола». Сербия — фильмом из жизни югославских футболистов 30-х годов, отправившихся на матч в Уругвай — «Монтевидео — божественное видение» режиссёра Драгана Белогрлича.
Также в рамках основного конкурса будут показаны фильмы «Легкая жизнь» Лючио Пеллегрини (Италия), «Мне без тебя не жить» Левана Тутберидзе (Грузия), «Возвращение» Юдита Элека (Венгрия), «Кеды» Ивана Владимирова и Валерия Йорданова (Болгария), «Другая семья» Густаво Лоса (Мексика), «Табу. Душе не место на земле» Кристофа Штарка (Австрия-Германия-Люксембург) и «Волны» Альберто Мораиса (Испания).
Что касаемо жюри, то имя председателя пока не определено. Известно только, что судить фильмы станут актриса Джеральдина Чаплин, режиссёры Амос Гитаи (Израиль), Артуро Рипштейн (Мексика) и Николай Досталь (Россия).
В конкурсе «Перспективы» в этом году будут соревноваться десять фильмов: «Дом под водой» Сепидеха Фарси (Франция, Иран, Нидерланды, Германия, Марокко), «Снежное дитя» Утты Арнинг (Германия, Япония, Сингапур), «Секреты, предметы» Ли Ен Ми (Южная Корея), «Анархия в Жирмунае» Саулюса Друнги (Литва, Венгрия), «Ляо Вэй» Фабьена Гайяра (Китай), «Моя сексуальная жизнь» Корнела Жорже Попа (Румыния), «Tape End» Людвига Вюста (Австрия), «Улица Ювелена» Мунира Маасри (Ливан), «Гаку» Газиза Насырова (Казахстан) и «Подводное течение» Арни Олафура Асгейрссона (Исландия).
Помимо традиционных внеконкурсных программ ММКФ, в этом году было решено раздвинуть рамки. Расширить горизонты двумя программами, к которым как нельзя лучше подходят понятия оппозиций и крайностей.
Первое нововведение будет носить название «Дикие ночи» — ночные показы для экстремалов — «секс, насилие и мейнстрим». Всё то, что неприлично показывать на дневных показах, можно будет увидеть в «Диких ночах». Вторая программа — «Третий возраст» — должна привлечь к себе аудиторию преклонных лет. Немолодые режиссёры, снимающие в своих фильмах столь же немолодых актёров и раскрывающие проблемы пожилого возраста, могут быть интересны зрителям, не посещающим традиционные голливудские фильмы в кинотеатрах и предпочитающим иное кино.
Ещё одной — судя по всему крайне интересной программой — может стать ретроспектива «1675 километров итальянского кино», где старые итальянские фильмы будут показаны в отреставрированном виде. Программа приурочена к Году Италии в России и обещает много сюрпризов. Среди почётных гостей ожидается Микеле Плачидо, который приедет в Москву представлять свою новую картину.
Не менее значительным событием в жизни любого любителя кино могут стать ретроспективы режиссёров Вернера Херцога и Сэма Пекинпа. А также актрисы Хелен Миррен.
В программе «Восемь с половиной фильмов» покажут «Меланхолию» Ларса фон Триера, а в рамках программы «Синефантом» 33-го Московского международного кинофестиваля состоится ретроспектива классика американского независимого кино Роба Нильссона. Не забудут и про документальное кино. Программа «Особый взгляд» будет представлена семью фильмами. В том числе и лентой «Счастливые люди», которую снял молодой российский режиссёр Дмитрий Васюков при участии Вернера Херцога.
Продолжится и программа «Выбор Миллениума», в которой ведущие российские режиссеры рассказывают о своих любимых фильмах. В этом году о лентах, повлиявших на кинематографистов, поведают Рената Литвинова, Фёдор Бондарчук, Андрей Звягинцев, Анна Меликян, Александр Велединский, Алексей Федорченко, Филипп Янковский и Илья Хржановский.
Фильмом закрытия станет американская картина «Расплата» режиссёра Джона Мэддена с Хелен Миррен в главной роли. Фильм расскажет том, как трое агентов Моссада ищут след нацистского преступника на Украине.