Как проводят реформу военного образования РФ
Специально для «Завтра» Алексей Гайдай 08 июня 2011 года Номер 23 (916)Уже через несколько дней в военно-учебных заведениях состоится выпуск. Молодые лейтенанты, которые только начинают свою военную карьеру, а также офицеры-слушатели, прослужившие до поступления в академию не один календарный год, поедут в отпуска, а потом и к новому месту службы. Так происходит из года в год, и общественность внимания на такие события не обращает. Но выпуск 2011 года — не совсем обычный, Можно даже сказать, что он открывает новую эпоху в отечественном военном образовании. Потому что, начиная со следующего года, срок обучения в военных академиях для офицеров-слушателей составит от 5 до 10 месяцев вместо прежних двух лет. Более того, по предварительным данным Департамента военного образования МО РФ, более 60% молодых лейтенантов будут выпущены с так называемым «свободным дипломом». Что это значит? Это значит, что сразу после выпуска молодой офицер ни в какие воинские части или учреждения не едет, а становится военнослужащим запаса. То есть Минобороны от офицера отказывается и предоставляет ему шанс самостоятельно искать свое применение в мирной жизни. Из оставшихся офицеров 30–35% будут распределены в другие силовые ведомства — такие, как МВД, ФСБ, МЧС и т. д. И только 10–15% молодых лейтенантов попадут в Министерство обороны. Придя на склады для получения вещевого довольствия, будущие лейтенанты были удивлены «обилием» выданного им ассортимента. Из всего положенного по выпуску была выдана только парадная форма одежды. Хотя, надо отдать должное МО РФ, форму выдали только нового образца — цвета «морской волны», так называемую «юдашкинскую». На вопросы, почему так, пследовал обескураживающий ответ. Мол, всё равно вас уволят, даже в войска не попадете. Зачем же на вас казенное имущество тратить? В «парадке» выйдете на выпуск, красиво постоите, да и потом, когда уволят, хоть память останется о ВС РФ и годах обучения в ВВУЗах. То есть в МО РФ всё-таки экономят бюджетные средства.
Но это — лишь начало, так сказать, преддверие более значительных и масштабных событий, о которых руководство военного ведомства почему-то предпочитает молчать. Начиная с 2008 года, с момента перехода на «новый облик», Минобороны неоднократно становилось мишенью для активной критики как по сути принятых им решений, так и по ходу их реализации. Наступать на старые грабли ни министру обороны, ни начальнику Генштаба очень не хочется, поэтому, в средства массовой информации никаких сведений не поступало. А между тем, с 1 сентября этого года Минобороны переходит на полностью новую систему военного образования, с новыми требованиями и стандартами. Что же ожидает будущих курсантов военно-учебных заведений и слушателей академий (ныне военно-учебных центров), а также остальных военнослужащих? Попробуем разобраться в этом.
Вооруженные Силы Российской Федерации унаследовали систему военного образования от своей прародительницы — Советской Армии. Эта система состояла из трех уровней. На первом уровне шли военные училища. Туда поступали желающие с «гражданки», а также военнослужащие рядового (сержантского) состава. Обучение занимало 3–4 года, по окончанию училища выпускникам присваивали первое воинское звание «лейтенант». На втором уровне располагались военные академии, куда поступали военнослужащие в звании капитан/майор с определенной выслугой лет в различных должностях. Срок обучения в академиях составлял 3 года, после них военнослужащие направлялись на различные должности, комплектование которых предусматривало только выпускников военных академий (начальник оперативного отдела дивизии, начальник политического отдела дивизии и т. д.).
Военные училища и Академии готовили кадры для всех видов и родов войск Советской Армии. Причём, подготовка шла не только по основным военно-учетным специальностям, но и по очень узким — таким, как «переводчик», «юрист», «инженер коммунально-эксплуатационной службы» и т. д. Между первым и вторым уровнем существовал еще и промежуточный уровень в виде дополнительных курсов повышения квалификации (курсы «Выстрел» и т. д.). В большинстве случаев без окончания этих курсов на вышестоящую должность попасть было нельзя. К тому же, они были обязательными для дальнейшего поступления в академию. Кроме того, офицеры постоянно обучались в ходе так называемой «командирской учёбы», когда каждую неделю с офицерским составом — так же, как с солдатами — проводились занятия по принципу «старший учит младшего»: командиры разных уровней проверяли знания своих подчинённых и отрабатывали различные темы и задачи. Третий уровень был представлен Академией Генерального штаба и Военно-дипломатической академией. Готовили в этих академиях «штучный товар», будущую элиту Советской Армии: генералов, старших офицеров Генштаба, военных дипломатов и разведчиков.
Система, конечно, очень громоздкая и требующая немалых затрат. Если считать только первые два уровня, то на обучение уходит не менее 7 лет, а если еще и промежуточные курсы, то и все 8. Получается, что на обучение тратилось не менее трети из календарных 25 лет службы. Необходимо учитывать, что во время обучения офицер не исполняет никаких служебных обязанностей, а просто учится. Но всё это время ему так же платят денежное довольствие, дают служебное жилье и т. д., то есть офицер в момент своего обучения является источником «пустых» затрат для армии. Необходимо учитывать, что на время обучения на должности, которые занимали слушатели, назначались другие офицеры. По этой причине для того, чтобы компенсировать возникающий из-за поступления в академии некомплект в частях, соединениях и учреждениях, требовалось содержать офицеров больше, чем числилось по штату.
Причина того, что офицера так долго и нудно учили, заключалась в том, что, в отличие от армий стран НАТО, в СА отсутствовали профессиональные сержанты (надо признать, что в малом количество сержанты-«сверхсрочники» у нас были, но явно в недостаточном количестве), а сержанты-старшины из числа военнослужащих по призыву со своими обязанностями не справлялись. Нет ничего удивительного в том, что часть функций, которые в армиях стран НАТО выполняют сержанты, в Советской Армии были возложены на офицеров. А для того, чтобы офицер справлялся с этими функциями, ему требовалось знаний, навыков и умений значительно больше, чем его коллегам в странах НАТО. Для примера — выпускник общевойскового командного училища, должен был знать не только тактику действия мотострелковых и танковых подразделений, но также владеть навыками по связи, РХБЗ, уметь управлять колесной и гусеничной техникой и т. д. А для того, чтобы всё это знать и уметь, будущему лейтенанту помимо чисто военных предметов, преподавали высшую математику, физику, сопротивление материалов и т. д. К обучению в СА подходили основательно. Но такое количество предметов требовало от руководства СА больших затрат для создания учебных баз и содержания преподавателей.
В отличие от СА, в странах НАТО, в военных ВУЗах учили немногим более двух лет. Будущие офицеры поступали в военные учебные заведения уже с высшим образованием, после окончания гражданских высших учебных заведений. Академии в таком виде, как они существовали в Советской Армии, в армиях стран НАТО отсутствовали, хотя они тоже носили названия «Академия». Но, по сути своей, это были академические курсы, где учили только необходимым для дальнейшей службы предметам, и не более 6–12 месяцев. Учитывая, что все офицеры еще на «гражданке» получили высшее образование, понять такую систему можно. Правда, в США существовали три академии, которые обучали 4 года (Академия армии США в Вест-Пойнте, Академия ВМФ в Анаполисе и Академия ВВС в Колорадо-Спрингс), но количество их выпускников в год составляло не более 15% от общего количества выпущенных офицеров. По окончании военного училища офицер в процессе своей службы должен был постоянно совершенствовать свои навыки на различных курсах (языковой подготовки, парашютной подготовки, курсы «рейнджеров» и т. д.) и не только в своей стране, но и в других странах-участницах НАТО. Помимо совершенствования своей подготовки, в случае выдвижения офицера на вышестоящую должность, он направлялся уже на другие курсы, где его обучали необходимым знаниям, а также вырабатывали навыки и умения для будущей службы в новой должности. Курсы усовершенствования длились 3–6 месяцев, а курсы подготовки на новые должности: 6 месяцев для должностей звена рота/батальон, 10 месяцев для звена батальон/бригада и 12–18 месяцев для звена дивизия-корпус/армия. Для звена оперативное командование/Министерство обороны/Генеральный штаб обучение занимало 24 месяца.
На первый взгляд системы полностью противоположные. У НАТОвцев система првлекает тем, что все курсы не такие долгие и не требуют заменять офицера на срок его обучения. Но это верно только для звена рота/батальон, а если смотреть на другие звенья, то там уже идет речь о сроках от полугода до двух лет. Так что офицера всё равно необходимо замещать на срок его обучения. Чтобы получить должность командира батальона, офицеру армии США необходимо отучиться 2 года в училище, 6 месяцев учиться на должность командира роты, еще 6 месяцев на должность начальника штаба, а потом еще 6 месяцев на самого комбата. И это помимо того, что он ещё как минимум должен отучиться на одном-двух дополнительных курсах, иначе не видать ему его назначений. Суммируем все сроки и получается, что до должности командира батальона офицер должен проучиться 42 месяца (без учета дополнительных курсов) — почти, как в Советской Армии (ВС РФ). Вот и получается, что в СА и в странах НАТО сроки обучения одни и те же. Выпускник ВОКУ во времена СА вполне свободно мог дойти до должности командира батальона, не заканчивая для этого академию. Все разница систем в том, что в НАТО дают знания постепенно, а в СА (ВС РФ) давали их сразу. В странах НАТО такая система возникла исторически, и главная её задача — убрать наиболее неграмотных офицеров. После окончания училища, если офицер в процессе службы не показывает нужных результатов, ни о каком направлении его на курсы речи не идет, а значит, и повышения по службе у него нет. Но это в теории, а на практике, как и в СА (ВС РФ) из-за нехватки офицеров, протекционизма, коррупции и т. д. многие, мягко говоря, безграмотные офицеры занимали без проблем вышестоящие посты и успешно заканчивали курсы. Стоит только вспомнить капитана Флота США Холли Граф, женщину-капитана крейсера УРО «Коупенс», и разразившийся скандал по поводу стиля её руководства, её профессиональных знаний и умений. Мало того, что она с успехом закончила все курсы, хотя и не обладала необходимыми для этого навыками, знаниями и умениями, так она еще и была награждена боевой наградой «Бронзовая звезда» (которую вообще-то вручают за героизм).
После распада СССР и создания Российской Федерации командование вновь созданных Вооруженных Сил РФ столкнулось с тем, что для содержания такой громоздкой учебной системы нет достаточного количества финансовых средств. Поэтому произошло повальное сокращение училищ и академий. Помимо сокращений самих учебных заведений, в оставшихся академиях сокращались сроки обучения, чтобы как можно больше сократить расходы на обучение офицеров-слушателей. В 1994 году началась война в Чечне. Из-за больших неоправданных потерь среди личного состава, привлеченного к проведению операции, от поступления в военные училища отказались многие абитуриенты. ВС РФ столкнулись с кризисом в системе военного образования. Оказалось, что если не набрать в необходимом количества будущих (после выпуска из военных училищ) лейтенантов, то в ВС РФ просто не хватит офицеров. Для того, чтобы решить эту проблему, руководство Минобороны решило, что необходимо сделать военное образование привлекательным для граждан. Поэтому было решено, помимо военной специальности, давать выпускникам военных училищ и академий еще и гражданскую. Пришлось изменить программы обучения, а также переименовать военные училища в военные институты.
Но проблемы это не решило, — офицеров, особенно звена «взвод/рота», всё равно не хватало. Поэтому пришлось, как в годы Великой Отечественной, создать курсы младших лейтенантов, на которых военнослужащие по контракту и прапорщики после шестимесячного обучения получали воинское звание «младший лейтенант» и становились офицерами. Резко упал уровень подготовленности старшего офицерского состава. Основными проблемами военного образования стали:
— низкий уровень подготовки у выпускников военных институтов (лейтенантов), которые прибывали на первичные офицерские должности. Но ставить это полностью в вину профессорско-преподавательского составу ВС РФ не стоит. Причина такой ситуации банальна — отсутствие финансирования на нужном уровне, а также низкий престиж карьеры офицера среди населения Российской Федерации. Всё это привело к тому, что из-за недофинансирования денежное довольствие преподавателей ВВУЗов оказалось значительно ниже, чем у преподавателей гражданских ВУЗов, а это вызвало резкий отток преподавательских кадров из системы военного образования. Выпускники ВВУЗов, в своем большинстве, поступали туда только с одной целью — получить бесплатное образование, плюс при этом быть на полном обеспечении, а, завершив обучение, сразу уволиться из ВС РФ, либо по выпуску перейти в другое силовое ведомство. Так что Минобороны оказалось заложником своего же решения давать выпускникам военных институтов гражданские специаль- ности. Вернуть же все обратно руководство МО РФ уже не могло. Это бы привело к тому, что в военные институты просто не стал бы никто поступать;
— отсутствие у старших офицеров желания повышать свой образовательный уровень. Причина этого лежит на поверхности: из-за того, что в ВС РФ постоянная нехватка офицерского состава, то от системы СА, когда на вышестоящие должности назначали только при условии окончания академических курсов и академий, пришлось отказаться. И стало возможным, не сильно напрягаясь с обучением, получить должность, которую раньше можно было получить только выпускнику академии. Но и тут вины преподавательского состава нет, все опять-таки упирается в недофинансирование ВС РФ.
О том, что реформа военного образования нужна, говорилось уже давно. Но внятных планов и идей озвучено не было. Можно поменять организационно-штатную структуру частей и соединений, поменять противника и т. д., но пока принципы комплектования ВС РФ не изменятся и не появятся профессиональные сержанты, всё в военном образовании останется так, как было во времена СА. Часто отечественное военное образование критиковали за то, что там готовят офицеров для «тех войн», без учета уроков Афгана, Чечни, а также мирового опыта. Но будем честными: то, что утверждали Генштаб и МО РФ, то и преподавали. Если боевые уставы, наставления и т. д. оставались неизменными более десяти лет, то чего можно требовать от профессорско-преподавательского состава? Они обучали тому, что было.
Наступил 2008 год, и начался переход на «новый облик». Первые шаги руководства Минобороны в области военного образования были очень оригинальны. На волне борьбы за единые штаты воинских частей и учреждений все военные институты и академии были сведены в военно-учебные центры. Таким образом, была предпринята попытка упростить систему подчинения и за счет этого сократить количество личного состава в филиалах ВУНЦев, так теперь они прекращали быть отдельными учебными заведениями, а становились подчиненными филиалами. Но так казалось лишь на первый взгляд. Объединение же было осуществлено с совершенно иной целью, которая стала известна только сейчас.
В 2010 году был объявлен мораторий на прием в военные ВУЗы. На фоне реформирования ВС РФ решение логичное и необходимое. От избытка молодых офицеров надо избавляться, так как активно идет сокращение количества офицеров на всех уровнях управления. Вот по этой же причине, уже второй год подряд, большинство выпускников ВВУЗов уходят со свободным дипломом. И подобная ситуация будет длиться еще 2–3 года. То есть до момента окончания моратория. Но со «свободным дипломом» не всё так хорошо, как хотелось бы господину Сердюкову и госпоже Пригожиной. Получается странная ситуация. Все годы, пока курсант учится в ВВУЗе, за него платит МО РФ, кормит, одевает и т. д. — то есть расходуются деньги, а на выходе получается, что деньги ушли в никуда. А если быть точным, то будущим гражданским работодателям выпускников. И в бюджете МО РФ образуется хорошая финансовая дыра. Спасает только то, что некоторое количество выпускников забирают другие силовые ведомства. Они возмещают МО РФ затраты на обучение, но «свободные дипломы» это не компенсирует. Впрочем, как и с созданием ВУНЦов, всё это сделано для перехода к новой системе военного образования, за основу которой взята система военного образования стран НАТО. Военные институты (ныне филиалы ВУНЦов), по окончании срока моратория будут набирать курсантов на два года. Им не будут преподавать общеобразовательные дисциплины, а выпускник утратит гражданскую специальность. То есть к моменту окончания моратория на прием в ВВУЗы курсанты, которые обучались по старой программе, будут уже выпущены, и без всяких проблем можно будет набрать курсантов по новой программе обучения.
С 1 сентября 2011 года на базе ВУНЦов начнут действовать так называемые «академические курсы». Что это такое? Перед назначением на новую должность офицера будут направлять на эти курсы для получения необходимых знаний. Выглядеть это будет примерно так. Командира роты назначают на должность начальника штаба батальона, но перед этим он должен пройти полугодичные курсы в ВУНЦ «Общевойсковая академия». Такие курсы будут действовать для всех должностей, начиная с командира роты и заканчивая командиром бригады. Различаться они будут программой, предметами обучения и сроками. Таким образом, академическое обучение сроком 2–3 года перестает существовать, его заменят академические курсы. Зачем это сделано? Всё очень просто, Минобороны пытается решить несколько проблем. В первую очередь, это проблема низкого уровня образованности и профессионализма офицеров ВС РФ. Теперь хочешь или не хочешь, но придется заканчивать курсы. На время отсутствия в части офицера на его место не придется никого назначать, никаких лишних передвижений, как это было раньше.
Но при всех плюсах этой системы, у нее есть и существенные минусы, часть из которых была отмечена выше. В варианте военного образования, предложенного руководством ВС РФ, есть еще один существенный недостаток. Как уже было сказано, в ВВУЗах стран НАТО два года учат по причине того, что туда поступают уже абитуриенты с законченным ВЫСШИМ образованием. Но новая система ВС РФ такого не предусматривает. В военные институты (филиалы ВУНЦ), так и будут набирать после окончания среднего или среднетехнического образования. Сразу же встает вопрос по военным специалистам со сложными техническими военно-учетными специальностями (ПВО, связь, РЭБ и т. д.). Раньше на эти ВУСы учили 4–5 лет, то есть специалист, при должном подходе, получал необходимые знания не только по военной специальности, но и в прикладных и общеобразовательных дисциплинах. В новой системе образования за два года подготовить из школьника (или «птушника») высококлассного специалиста не смогут даже самые талантливые преподаватели. Остается надежда на выпускников гражданских ВУЗов, в которых, согласно программе МО РФ, были развернуты военные кафедры. Но, как показывает предыдущий опыт, такие студенты с успехом избегают службы в ВС РФ, под любым предлогом. Начавшаяся в 2007 году, эта программа уже дает сбои, так как по данным МО РФ, в войска попадает не более 15–20% от обучавшихся на этих кафедрах студентов.
Более того, руководство Министерства обороны, так же, как и Департамента военного образования, забыли еще одну очень важную деталь. В России наличие высшего образования является своего рода показателем успешности человека. Пусть это будет какой-то непонятный ВУЗ, да и студент там не появлялся. Но всё же у него есть ДИПЛОМ. Он ДИПЛОМИРОВАННЫЙ специалист с ВЫСШИМ образованием. Эти слова много значат в современной РФ, как, впрочем, и в СССР. Но как военное ведомство собирается решать проблему с будущими выпускниками военных училищ (филиалов ВУНЦов)? Они будут учиться 2 года, так что говорить о высшем образовании не приходится. Надежа только на то, что престиж военной службы после повышения зарплат резко вырастет, и будущие офицеры будут готовы мириться с такими условиями обучения.
Остался нерешенным и повис в воздухе вопрос создания института профессиональных сержантов, которые бы смогли снизить нагрузку на офицеров. А учитывая то, что ситуация с подготовкой сержантов мягко говоря, совсем плохая, то надежды на них Министерства обороны РФ не совсем понятны.
Итак, Минобороны опять продемонстрировало, что никакой продуманности и последовательности в реформе у него нет и не было. Совсем недавно Департамент военного образования поменял программы обучения в военных институтах (филиалах ВУНЦов), сократив в них количество часов на военные дисциплины, зато увеличив количество гуманитарных и общеобразовательных дисциплин. С 1 сентября всё опять меняется, и теперь нет необходимо- сти в общеобразовательных и гуманитарных дисциплинах. Возникает вопрос: как долго будет это продолжаться? Хотя у МО РФ ещё есть в запасе время до того, как будет снят мораторий на поступление в военные ВУЗы…