Авторский блог Валерий Фатеев 03:00 11 мая 2011

Загадки Мавзолея

не следует тревожить могилу Ленина

Нынешние российские демократы очень не любят Владимира Ульянова. Один из них — депутат нынешней Государственной Думы, член фракции единороссов Владимир Мединский, — предложил захоронить тело Ленина. Мысль эта не нова и имеет довольно длинную предысторию. Среди множества подрывных либеральных проектов того времени, внедрявшихся правящей элитой России в общественное сознание, идея захоронения тела Ленина оказалась наиболее живучей.

Давно канули в небытие затеи с конверсией военного производства, насаждением в России фермерства американского типа, созданием конкурирующих политических партий и т. д. Но предложения о выносе тела Ленина из Мавзолея и его захоронении «по-христиански» с преданием земле — не то для «упокоения души», не то ради «примирения красных и белых» — время от времени становятся предметом широкого общественного обсуждения. Сегодня, после нескольких подобных дискуссий, всякому очевидно, что эти споры на деле реанимируют и укрепляют противостояние двух враждующих лагерей без какого-либо намёка на их дальнейшее примирение.

Инициаторов захоронения: писателя Карякина, активистку Новодворскую и мэра Санкт-Петербурга Собчака, — несколько лет назад сменила «президентская» команда в составе режиссёра Никиты Михалкова, губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко и полпреда президента в Центральном Федеральном округе Георгия Полтавченко. К этой группе вскоре присоединился и бывший президент Михаил Горбачёв.

Прямо противоположную точку зрения на этот вопрос совсем недавно обнародовал экономист Михаил Делягин, выступивший с утверждением о христианском характере захоронения вождя в Мавзолее на Красной площади.

Аргументация «похоронной команды» хорошо известна: Красная площадь — не кладбище и не место «кощунственной демонстрации» ленинских останков. Надо дать Ленину упокоиться в земле, похоронить его «по-христиански». И ещё — «пребывание мёртвого тела вне гроба и кладбища — явная патология и нонсенс».

Трогательная забота бывших партийных секретарей, комсоргов и завлабов о христианской репутации Владимира Ульянова поистине умиляет!

Полномочный представитель президента в ЦФО в дополнение к знакомым доводам обвинил Ленина в провоцировании всероссийской смуты и разрушении Империи, и поэтому, по мнению господина Полтавченко, его мощи не должны находиться в центре Москвы.
Хулители Ленина даже не пытаются свести концы с концами, требуя христианского погребения «большевика-безбожника», отвергая его одновременно и как мнимого разрушителя Российской Империи, и как отца-основателя и первостроителя новой имперской государственности.

Сторонниками выноса тела из Мавзолея не раз упоминался и самый «убийственный» довод — «личное завещание» Владимира Ильича похоронить его в городе трёх революций «по христианскому обряду» рядом с могилой своей матери. Но хотелось бы знать, кому всё же оставлено упомянутое завещание — соратникам по партии, жене Надежде Крупской или Святейшему Патриарху Тихону? Кто видел сей документ? Почему же он до сих пор не обнародован ревнителями христианской обрядности?

Почему завещание Ленина «обогащать свою память знаниями», «изучать военное дело настоящим образом» и крепить дружбу народов России сторонники погребения выполнять не торопятся, а на неведомом миру похоронном завещании свет сошёлся клином? Ответ прост — завещания нет и в помине. Поэтому оставлю этот вопрос без дальнейших комментариев.

Рассмотрим с привлечением документов и исторических свидетельств перечисленные выше доводы противников сохранения тела Ленина. Прежде всего — их обвинения в нарушении большевиками многовековой традиции устройством на главной площади Москвы «Красного погоста».

Широко известны факты, свидетельствующие о многообразии функций Красной площади в различные периоды её существования. Пространство у восточных прясел кремлёвской стены использовалось как место проведения важных государственных и церковных торжеств. Здесь проходили Крестные ходы, устраивались народные гулянья. В разное время на этом обширном пространстве возникали, а затем исчезали погосты, коих насчитывалось не менее шестнадцати.

Один из них находился рядом с белокаменным храмом Троицы, стоявшем на месте храма Покрова «что на рву» (храма Василия Блаженного) до постройки последнего в 1555–1561 годах. После появления этого храма в нём были похоронены почитаемые в народе юродивые Василий Блаженный и Иоанн. Над их захоронениями позднее были выстроены приделы, являющиеся в настоящее время неотъемлемой частью ансамбля Красной площади.

Об использовании нескольких участков площади в качестве мест захоронений свидетельствуют и многочисленные древние планы столицы.

Совершенно очевидно, что большевики, разместившие Мавзолей вблизи Сенатской башни Кремля, рядом с погостом жертв ноябрьских боев 1917 года, располагавшимся вдоль кремлёвской стены, следовали многовековой московской традиции. При этом они не затронули ни одного из участков прежних исторических захоронений.

Утверждения о нехристианском характере захоронения тела Ленина также несостоятельны и содержат в себе подвох. Рядовому россиянину внушается мысль о том, что тело вообще не захоронено и что многолетнее его сохранение в усыпальнице чуждо христианско-православной традиции.

Вспомним, что в Постановлении Президиума ЦИК Союза ССР в связи с кончиной вождя от 25 января 1924 года, утверждённом II Съездом Советов 26 января того же года, говорится о «дне похорон», а пункт 2-й Постановления предусматривает соорудить «склеп… у Кремлёвской стены, на Красной площади, среди братских могил борцов Октябрьской Революции».

В день похорон, 27 января в 15 часов 55 минут, остановилась и замерла вся страна, а по радио и телеграфу передавалось сообщение: «Встаньте, товарищи, Ильича опускают в могилу». В памяти очевидцев сохранилась и сама картина похорон: «гроб, качнувшись в последний раз на виду у всех, стал тихо опускаться вниз. Вот он проплыл над входом в склеп и скрылся с поверхности земли».

Позднее при обсуждении второго варианта Мавзолея архитекторы сошлись на том, что могила вождя должна быть монументальной и «более подземного характера с небольшой надземной частью». В итоге было осуществлено задуманное.

Таким образом, большевики совершенно осознанно хоронили тело Ленина в могиле (склепе), что делалось сотни и тысячи лет до них по всему христианскому миру и было привычно для православной России. Ничего «антихристианского» в таком способе захоронения нет. Сохранение тел усопших в пещерах, склепах, криптах, капеллах, саркофагах, раках, реликвариях, открытых и закрытых гробах и вообще без гробов также широко практиковалось как в России, так и во многих странах христианского мира.

Историк Александр Нечволодов в известном труде «Сказания о русской земле» подробно описывает способы захоронения и облик многих почивших иноков, столетиями покоящихся в первой русской монашеской обители — Киево-Печерской лавре. Картина лаврских захоронений в начале XX века была впечатляющей. Историк пишет: «В Ближних пещерах почивают мощи 49 святых, в открытых гробах; в числе этих 49 мощей находятся и мощи Святого Иоанна, отрока Варяга, убитого разъярённой толпой вместе с отцом при великом князе Владимире до его крещения».

Или вот такое: «В Антониевых пещерах почивают открыто, без гробов, двенадцать греков, строивших Великую лаврскую церковь». В этих же Ближних (Антониевых) пещерах «обращает на себя внимание открытый гроб с мощами, над которыми надпись: »Илья из Мурома«.

В другом, не менее знаменитом, Псково-Печерском монастыре, захоронения умерших иноков сотни лет также проводились без зарытия в землю. Гробы ставились в »Богом зданной пещере«, сотни которых находятся в ней по сей день. Здесь же поставлен гроб скончавшегося в 2006 году архимандрита Иоанна Крестьянкина.

Упомянутые способы захоронения умерших без их предания земле известны как в отношении отшельников от мира, так и мирских лиц.

Так, тело умершего в октябре 1791 года светлейшего князя Григория Потёмкина по приказу Екатерины Великой было набальзамировано, положено в гроб и поставлено в склепе ещё не достроенной и не освящённой церкви Святой Екатерины в Херсоне. Планировалось в дальнейшем соорудить над ним монумент из мрамора.

До 28 апреля 1798 года гроб простоял не засыпанным, тело Потемкина сохранялось нетронутым. После смерти Императрицы узнавший об этом Император Павел, испытывавший неприязнь к матери и её фаворитам, приказал тело Потемкина похоронить в яме, вырытой в склепе. Сам склеп также должен был быть »засыпан землёй и изглажен, как бы его никогда не бывало«. Всё было исполнено согласно приказу.

Тело выдающегося русского хирурга Николая Пирогова, умершего в ноябре 1881 года в родной деревне Вишня Винницкой губернии, было набальзамировано доктором Выводцевым, специально приехавшим из Петербурга. Пирогов был похоронен в стеклянном гробу в склепе деревенской Никольской церкви. В настоящее время тело Пирогова периодически бальзамируется и сохраняется в склепе в первоначальном состоянии. Никаких протестов со стороны светских или церковных властей по этому поводу за минувшие 130 лет не отмечено, как, впрочем, и попыток перезахоронения тела хирурга.
Аналогичные способы захоронения в Европе также не являются редкостью. Но существует и другая культура погребений.

В Вене, например, в криптах некоторых соборов раздельно захоронены тела, сердца и »потроха« членов династии Габсбургов. А в крипте Михаэлькирхе в открытых гробах лежат мумифицированные тела придворных.

В Париже в соборе Дома инвалидов в мавзолейной тишине находится прах Наполеона, а в Нью-Йорке на Манхеттене посреди могильного комплекса в специально построенном мраморном мавзолее захоронено тело 18-го президента США Уллиса Гранта и его жены Джулии.

В итальянском Палермо в обширных подземных галереях капуцинов покоятся, начиная с XVI века, тысячи мумифицированных и забальзамированных тел. Среди них монахи и множество почётных граждан Палермо. Последней была захоронена в 1920-м году девочка-подросток, тело которой можно и сегодня увидеть прекрасно сохранившимся в стеклянном саркофаге.

Наиболее близким по своему характеру к ленинскому траурному покою является захоронение итальянского певца Энрико Карузо. Тело великого итальянца, умершего 2 августа 1921 года, на следующий день было набальзамировано и выставлено в центральном зале неаполитанского отеля »Везувио«. Вскоре был изготовлен большой хрустальный гроб, куда поместили тело. Похороны Карузо состоялись 5 августа. Прах певца был погребён на кладбище Пьянто в Неаполе в специально построенной капелле, где и находится по сей день. В течение многих лет хрустальный гроб был открыт, и поклонники со всего мира могли видеть гениального артиста. Многие из них приезжали с патефонами и граммофонами, чтобы слушать его голос, созерцая своего любимца. К гробу был приставлен сторож Дон Гаэтано, постоянно находившийся в капелле. Но в течение лета 1933 года облик Карузо сильно изменился, поэтому было решено гроб закрыть.

Особого упоминания заслуживает мавзолейный комплекс с захоронением героя Гражданской войны Григория Котовского в городке Бирзула под Одессой. После гибели легендарного комкора от пули убийцы в августе 1925 года были проведены работы по бальзамированию тела Котовского группой специалистов во главе с профессором Воробьёвым. Мавзолей Котовского был устроен по типу мавзолеев хирурга Пирогова и Ленина. Вначале он состоял лишь из подземной части. На небольшой глубине в специально оборудованном помещении был установлен стеклянный саркофаг, в котором при определённой температуре и влажности сохранялось тело Котовского. В 1934 году над подземной частью было выстроено фундаментальное сооружение с небольшой трибуной. Перед мавзолеем проводились парады, демонстрации и другие торжественные мероприятия.

В августе 1941 года оккупировавшие город Котовск румынские войска надругались над телом комкора, выбросив его в траншею вместе с трупами расстрелянных местных жителей. Но после окончания войны останки Котовского были собраны и сохранены рабочими железнодорожного депо. В 1965 году мавзолей героя был восстановлен в уменьшенном виде.

Таким образом, поклонение мощам Божиих угодников и воздание почестей останкам выдающихся государственных деятелей, военачальников, гениев культуры и науки имеет многовековую традицию как в Европе, так и в России.

Обвинения Полтавченко, предъявляемые Ленину как мнимому зачинщику »всероссийской смуты« 1917–1920-го годов, можно списать на счёт невежества Полномочного представителя президента Российской Федерации. Как известно, российские непорядки и »нестроения« начались гораздо раньше первого появления Ленина на основной исторической сцене и были отмечены, прежде всего, развалом русской армии. Генерал Деникин в книге »Очерки русской смуты« писал о хаосе, поразившем огромную страну в первые годы двадцатого столетия: »Последнее явление не было столь неожиданным, имея страшным и предостерегающим прообразом эпилог маньчжурской войны и последующие события в Москве, Кронштадте и Севастополе… Прожив… в Харбине в конце ноября 1905 года и проехав по Сибирскому пути… я составил себе ясное понятие о том, что можно ожидать от разнузданной солдатской черни. И все тогдашние проявления военного бунта с большей силой… повторились в 1917 году«.

Деникин пишет и о »глубоком духовном перерождении народа, попавшего под власть утробных, материальных интересов«. Можно представить, как ужаснулся бы Антон Иванович нынешнему торжеству зла на Руси!

Для дела разрушения державы Ленин со своими большевиками вовсе не понадобился. Один из Великих князей, дядя Николая II, Александр Михайлович писал в 1933 году в парижском издании своей "Книги воспоминаний" о причинах крушения Империи: »Трон Романовых пал не под напором предтеч советов или же юношей-бомбистов, но носителей аристократических фамилий и придворных званий, банкиров, издателей, адвокатов, профессоров и других общественных деятелей, живших щедротами Империй… было совершенно напрасным трудом пытаться угодить многочисленным претендентам в министры, революционерам, записанным в шестую книгу российского дворянства… Как надо было поступать с теми великосветскими русскими дамами, которые по целым дням ездили из дома в дом и распространяли самые гнусные слухи про Царя и Царицу? Как надо было поступить в отношении тех двух отпрысков стариннейшего рода князей Долгоруких, которые присоединились к врагам монархии?.. Что следовало сделать с графом Витте… специальностью которого было снабжать газетных репортёров скандальными историями, дискредитировавшими Царскую Семью?.. Что следовало сделать с нашими газетами, которые встречали ликованиями наши неудачи на японском фронте? «

Обвинять Ленина в разрушении Российской Империи — значит валить с больной головы на здоровую. Николай Бердяев — тоже свидетель описываемых событий — отмечал впоследствии: »Ленин остановил хаотический распад России«.

К сказанному следует добавить, что большевики во главе с Лениным заново сформулировали историческую миссию России и русского человека в тогдашнем мире. Они объединили сотни миллионов людей вокруг идеи социализма и возвратили в сознание русских комплекс пассионарности.

Когда-то на I-м Съезде народных депутатов лидеры Межрегиональной депутатской группы Алесь Адамович и Анатолий Собчак выступили с предложением о захоронении тела Ленина. Позднее Собчак писал о том, что »фактом захоронения Ленина мы подводим черту под тем, что не состоялось, вернее, состоялось, но в совершенно другом варианте, чем представлял себе Ленин и все, кто пришёл с ним к власти… Необходимо начать строить новую жизнь, преследуя цель — создание общества во имя будущего, а не для борьбы с прошлым. Если мы продолжим сейчас сводить счёты — то разборки продлятся бесконечно«.

Как говорится — не в бровь, а в глаз! К этим выводам и призывам стоит прислушаться. Не исключено, что некие харизматичные граждане »подведут черту« под тем, что »состоялось, но в совершенно другом варианте«, чем представлял себе какой-нибудь российский либерал, вынашивавший на своей кухне планы создания в стране гражданского общества, скуливший о »свободе личности«, »правах человека«, »всеобщем покаянии« и »дороге к храму«, но оказавшийся на задворках жизни. После известного периода перестроек и реформ у нынешнего российского общества появилась стойкая аллергия на все забугорное и »прогрессивное«, на »голубое« и »жёлтое«, и оно необратимо »краснеет«.

Вполне возможно, что скоро даже нашим российским либералам предстоит узнать, »с чего начинается Родина«.

Илл. А. Беляев-Гинтовт

1.0x