Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 20 апреля 2011

Музон

«аРрок через Океан» — это восьмидесятые, прошедшие через чёрную дыру девяностых и бетон нулевых

АРрок через океан. «АчОча! »
Некоторые пластинки возникают на страницах «Завтра» с опозданием, связанным с объективной невозможностью их оперативного обретения. Однако вторую пластинку сего оригинального коллектива я проглядел из-за собственных технических косяков. Восполняю.

И первый альбом проекта «аРрок через Океан» (именно так) «4 фонтана» я прикупил в «Фаланстере» только спустя несколько месяцев после его выпуска. Не самое логичное место для поиска музыки, хотя в «Фаланстере» распространяются дружественные проекты вроде «Вис Виталис» или «Барто» и имеются альбомы электронно-экспериментальных лейблов. С другой стороны, кому как не поэту Мирославу Немирову, одному из отцов-основателей «аРрока», выставляться в «Фаланстере». Немиров —глава товарищества мастеров искусств «Осумасшедшевшие Безумцы» или просто «ОсумБез», что не так давно активно куражилось, хулиганило и творило. Среди участников «ОсумБеза», кстати, такие могучие люди, как Всеволод Емелин и Андрей Родионов.

Немиров — сам «чтец стихов, прославленный своей непревзойдённостью». Наблюдал нечасто, но подтверждаю: равнодушных почти не бывает. Году в 98-м случился большой концерт «Инструкции по выживанию» в кинотеатре «Юность». Минута Немирова на сцене, и случайная барышня гневно и убеждённо покинула зал, заодно вытащив за рукав своего незадачливого кавалера, кстати, корреспондента.

В восьмидесятые годы Мирослав Немиров и Игорь Плотников весомо поучаствовали в появлении такого культурного феномена, как «сибирский панк». Хотя нынче тот же Немиров в отношении сибпанка высказывается предельно критично. И собственное творчество интерпретирует, в частности, и как попытку избавиться от былого груза: «ГО — месиво жёванной целлюлозы» или же «на двадцать с лишним лет своим вредоносным влиянием погрузил в умертвие Летов русскую музыку аррок!» Фиксирую не для скандальности, но в качестве эстетических ориентиров проекта.

«аРрок через Океан» — это история про силу интернета. Музыка производится на передвижной студии «Лейся, песня! » в Амстердаме, Торонто, Хьюстоне и даже Браззавиле. Нефтяник Плотников много перемещается по миру, а в свободное время конструирует странную и захватывающую музыку. Немиров записывает своё «пение» на компьютер, посылает Плотникову, тот придумывает музыку, наиграет и шлёт обратно. Далее следует обсуждение в ЖЖ, доведение до ума, наконец — произведение готово. «Я, типа, ору с Востока — Плотников подхватывает на Западе» — поясняет Немиров: «и через Африку и Тихий океан мы рок лабаем по электропроводам! ».

Переписка, кстати, открыта — так что соучастниками создания произведений вполне могут чувствовать себя читатели блогов Немирова и Плотникова — http://nemiroff. livejournal. com/ и http://za_gonzalez. livejournal. com, соответственно.

К року всю эту дичь (во всех смыслах) отнести в принципе невозможно. Действительно, если только к арроку… И «4 фонтана», и «АчОча» — яркий набор неконтролируемых состояний, которые принимают формы панка, пост-панка, даба, или более сложных формул вроде панкстепа, драм-н-бэйса. Но такие ярлыки скорее ограничивают, чем что-то устанавливают. Главное, что «аРрок через Океан» удивляет и увлекает.

Благодаря многовекторности немировских интересов и устремлений «аРрок» привлекает людей из разных сред — солидное тюменское лобби (Немиров родился не в Тюмени, но с ней неизбежно ассоциируется), литераторы, персонажи рок-андеграунда — в живых выступления проекта принимали участие музыканты «Чернозёма», «Ожога», «Слезы комсомолки». Наконец, это деятели, сопряжённые с «contemporary art». И сам «аРрок через Океан» вполне может читаться не только в контексте музыкального андеграунда, но и по части «совриска». Во всяком случае, использовать методы и приёмы оного. Неслучайно, последний концерт группы, 16 апреля, прошёл в Зверевском центре современного искусства.

Немиров гиперкультурен, но умело позиционирует себя как природный феномен. Он такой заслуженный серый волк, который и бабушку проглотил, и Красную шапочку, и дровосеками закусил — не побрезговал. По обэриутским тропам «аРрок через Океан» занят и вызыванием ритмических состояний, и созданием иероглифов. Одновременно пытается развлечь: «Мы хотели сделать стремительный, летящий, беззаботный альбом». Всех задач не решить, беззаботностью одарить не удалось (а зачем она вообще здесь нужна?!), но направление радует.

На альбоме довольно много чужих произведений: «Я хочу быть…» и «Икра» Свина («Автоматические удовлетворители»), «Белая ночь» Майка Науменко, использованы тексты Хармса, Лукомникова, Давыдова, но сказать, что отдаёт набором каверов, компиляцией не получается — всё выстроено под концепцию авторов. Та же «Икра» — абсурдно-наивная три десятилетия назад, нынче, ой, как в тему. «аРрок через Океан» — это восьмидесятые, прошедшие через чёрную дыру девяностых и бетон нулевых.

Ещё Немиров: «Главная задача музыки (и поэзии) и есть, по моему твёрдому убеждению, — чисто-тупо являться концентрированной дозой счастья (восторга), которую берёшь — запускаешь — и получаешь и снаружи, и изнутри себя. Не более. Но и не менее».

1.0x