Апостроф
Журналист «Завтра» Владимир Винников 20 апреля 2011 года Номер 16 (909)
Андрей Мирошниченко. Когда умрут газеты. — М. : Книжный мир, 2011, 224 с., 1500 экз.Газета — порождение эпохи Нового времени, когда Земля из плоской стала круглой, а время — из циклического линейным. До этого все важные события были известны на год вперёд, в рамках того или иного религиозно-календарного цикла, а обо всём экстраординарном: указах верховной и местной власти, войнах, моровых болезнях, стихийных бедствиях, внезапных смертях, судебных приговорах и так далее — информация передавалась в устной форме, королевским глашатаем, священником или соседом, — неважно.
После плаваний Колумба, Васко да Гамы и Магеллана всё изменилось. Разрыв циклического времени и замыкание на поверхность шара земного пространства, собственно, и создали новую эпоху человеческой цивилизации, полностью отличную и от Средних Веков, и от Древнего Мира. А одной из примет этой эпохи стала газета, которая, согласно уверениям историков, появилась как раз в самом начале XVI века в городе Венеции, центре тогдашней мировой экономики. И вот уже примерно полтысячелетия существует в своём нынешнем виде.
Но жить ей, напечатанной на бумаге, осталось совсем недолго, от силы еще лет двадцать, утверждает в своей книге наш соотечественник, профессиональный газетчик Андрей Мирошниченко.
«Я предложил понятие »осевого поколения«. В России это люди, родившиеся в 30-е годы прошлого века. Они родились в аграрной эпохе, работали в индустриальной, доживают свой век в постиндустриальной… Раньше в одну эпоху умещались тысячи поколений. Теперь в одно »осевое поколение« уместилось три эпохи. Такого прежде никогда не было… После осевого поколения, когда эпоха короче жизни человека, происходит важный культурный перелом — социальные привычки не передаются по наследству… Последнее газетное поколение родилось в год Московской Олимпиады — в 1980-м… Его читательская активность придет к закату в 30-е годы нынешнего века… Вот и всё. В ту чудесную пору газеты с журналами и прекратятся… Вымирание газет предопределено технологиями (интернет, мультимедиа), фактически начнётся крахом дистрибуции в конце 2010-х годов, а завершится в 2030-е годы уходом последнего »газетного поколения«…Газетной эпохе осталось около 20–25 лет. Мы будем свидетелями».
Гипотеза (или теория?) Андрея Мирошниченко основывается прежде всего на том, что «авторитетность» источника информации или информации об информации (ценностей) в условиях новой эпохи, которую он вслед за Дж. Беллом и Со именует «постиндустриальной», приобретает совершенно иной, распределенный, сетевой, «вирусный» характер. «Я… открыл феномен вирусного редактора. Вирусный редактор — распределенное существо интернета, своего рода искусственный интеллект, нейронная сеть, в которой узлами являются любые-всякие пользователи интернета. Случайно натыкаясь на интересное, случайный юзер принимает решение: перепостить, добавить (что именно), убавить (что именно), прокомментировать. По сути, он осуществляет свою частную микроредактуру (хорошо, что не »нано-«. — В. В.). С одной целью — добиться отклика от других, от как можно большего количества других. Вот и критерий отбора. Этот критерий на больших массивах становится… общественной значимостью».
Да, если сравнивать количество интернет-посещений, например, сайта газеты «Завтра» по состоянию на 11. 40 15 апреля 2011 года (53684106) с аналогичным показателем блога художника-графика и фотографа Рустема Адагамова, безусловного лидера социального сервиса «Живой журнал», выступающего под ником «drugoi» (49504644), то эти цифры окажутся почти одинаковыми. На основании чего можно сделать вывод о примерно идентичной степени воздействия на современное российское общественное сознание у этих источников информации. Во всяком случае, в интернет-версии этого самого общественного сознания.
Конечно, требовать от Андрея Мирошниченко знакомства с «теорией хаоса» не приходится, но, будучи профессиональным бойцом невидимого фронта информационной войны, он должен если не понимать, то хотя бы ощущать, кем и как создаётся ситуация «случайного выбора случайной информации случайным юзером». В этой связи весьма характерен описанный Владиславом Шурыгиным (http://shurigin. livejournal. com/268775. html) «информационный вброс» образца 1983 года, когда якобы показанная в передаче «Очевидное-невероятное» история с умершей девушкой и свежим пятном вина на её платье, странным образом облетела весь Советский Союз.
На этом фоне предложенный Андреем Мирошниченко рецепт «медийного будущего»: «Надо не из соцмедийной коммуникации делать коммерческую, а из коммерческой — соцмедийную», то превращать любой продаваемый товар в носитель информации (добавим сюда тезис о том, что медийный контент будет оплачивать рекламодатель, а не потребитель), — может считаться адекватным и оправданным только в условиях пресловутой «рыночной экономики», адептом которой автор данной книги себя, собственно, и позиционирует. Поэтому тысячи благодарных читателей среди отечественного масс-медийного планктона автору обеспечены. С чем его заранее и поздравляем.