Авторский блог Сергей Угольников 03:00 13 апреля 2011

SNOS? Снимись с Петром в последний раз!

<br>

SNOS? Снимись с Петром в последний раз!

Специально для «Завтра» Сергей Угольников 13 апреля 2011 года Номер 15 (908)
Первого апреля СМИ то ли разыграли, то ли порадовали общественность объявлением о начале сноса скульптуры Петра работы Зураба Церетели. С точки зрения искусства различие между правдой-вымыслом этого информационного вброса — напрочь отсутствует. Вечно суетные и малосимпатичные брокеры от культуры уже захватали растянутый во времени процесс установки-сноса Колосса московского своими липкими лапками. «Приватизация» либеральной культуртрегерской группировкой своих «исторических заслуг» в деле демонтажа Колумба забавляет и страшит. Что же предложат гуру современного искусства установить на освободившемся месте? Судя по последним данным, нас ждет нечто страшное… и неприличное.
Коммерсантам от искусства очень, конечно, хочется выстроить удобную для себя идеологическую оппозицию: «если против несоразмерной скульптуры Церетели — значит, за модную пустоту Гельмана». Но, как говаривал в таких случаях один политический деятель: «Крови товарища Бухарина хотите? Не дождётесь».
Надо постараться, чтобы не дождались. Обойдутся ребята, перетопчутся. Почему, например, разгоняющий пешеходов кривой уродец, изображающий Окуджаву, должен стоять на Арбате, а крупный и, на этом фоне, более привлекательный Пётр, притягивающий к Москве-реке туристов, — должен быть наотмашь демонтирован? Если сносим скульптуры из эстетических соображений — развалить надо обоих. Арбатского калеку и разобрать легче, и коммерческий эффект нагляднее. А если из политических — то ломать надо не бутафорского Петра, а пересматривать итоги всей, и не только московской, культурной, так сказать, приватизации. С соответствующими оргвыводами. Ведь гельманы и прочие фаллосы не на пустом месте взялись.
Но, быть может, это — очередная дымовая завеса, прикрывающая очередной передел собственности? Тогда стоит подкинуть дровишек. Пускай горит, так красивее.
Давайте, друзья, займемся «актуальным искусством». И достаточно всего-то провести «перформанс» на брегах реки, с внятно артикулированной установкой на последний снимок с Петром.
Если на снос денег всё-таки пожалеют, и мероприятие получится победоносным. Но если набережную от Петра отчистят, то на память о монстре останутся бесценные снимки.
Фотографировать арт-объект можно через призму «Слезинки» от Церетели, а можно и без неё: прийти с мольбертом, порисовать с натуры, приобщиться к энергии, испускаемой финансовыми потоками, отлитыми в бронзе. А можно просто, с открытой душой, начать позировать на фоне самого высокого памятника самому известному из рода Романовых. Ведь любое исчезновение, даже самого удручающего культурного слоя, надо фиксировать, это сейчас необходимое культурное действие.
А так как искусство — это всегда продолжение политики другими методами, то и без идеологического контекста происходящего обойтись будет сложно. Ведь остающийся на своём посту главный архитектор столицы Кузьмин, несущий личную индивидуальную ответственность за «художества» юрского периода в Москве, очевидно, по-тихому договорился с некогда шумной группой «Архнадзор» и увитым лаврами ВООПИК.
Возможно, помимо дежурных речей о состоявшемся на наших глазах элитном сговоре необходимым антуражем акции должны стать плакаты: «Перекуём Петра на Айфоны», «Отдай Петра в детские дома», «Не завидуйте высоким».
А для тех, кто не любит политизацию искусства, но желает приобщиться к высоким образцам культуры, будет проведён мастер-класс от преподавателя фотографии Марьи Петрук и несколько сложных лекций по теории и практике «актуального искусства». Фотографирование назначено в районе пяти часов вечера, в пятницу, 15 апреля, в зоне прямой видимости статуи (напротив дома по адресу: Пречистенская набережная, 15/1).

1.0x