Мозг жив!
Специально для «Завтра» Анастасия Белокурова 13 апреля 2011 года Номер 15 (908)
КАДР ИЗ ФИЛЬМА«Области тьмы» (Limitless, США, 2011, режиссёр — Нил Бёргер, в ролях — Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Эбби Корниш, Анна Фрил, Джонни Витуорт).
Космической фантастики больше не существует. Вернее, она перестала развиваться как жанр. Удивительный факт, но рост технологий в современном кино открыл в жанровом гетто неожиданно новую дверь. Предметом пристального внимания кинематографистов уже давно не является манящее звёздное небо. Куда больше их влекут коридоры сна, подсознание и прочие сферы предельных человеческих возможностей. Если и случаются редкие прорывы в космическую тьму, то это картины в стиле старых добрых 70-х — к примеру, удачный малобюджетный режиссерский дебют сына Дэвида Боуи Данкана Джонса «Луна 2112» с Сэмом Рокуэллом в роли одинокого лунного астронавта в поисках собственной самоидентификации. Недавно вышедший на экраны второй фильм Джонса «Исходный код» уводит фантастический жанр уже в иные, не космические реальности. Картина рассказывает об очередном правительственном эксперименте, позволяющем герою переноситься в личность другого человека. Таким образом, герой, потерявший память и, мягко говоря, несколько дезориентированный во времени и пространстве, должен отыскать и обезвредить страшного террориста.
Не менее странные дела обстоят и в других мирах. Параллельные реальности в киберпанковском антураже лент вроде «Трон: Наследие» Джозефа Косински демонстрируют визуальные эффекты, покрывающие убогую драматургию дорогим ковром гигантского бюджета. Для интеллектуалов существует Кристофер Нолан со своим претенциозным «Началом». А любители гиперболического пиршества для глаз — «Воображариум доктора Парнаса» Терри Гиллиама.
Свежеиспеченный «пирожок» под названием «Области тьмы» режиссёра Нила Бёргера, автора давнишней картины «Иллюзионист», также исследует границы реальности. Экранизация романа Алана Глинна с первых кадров вызывает в памяти знаменитый «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера. Пьющий писатель-неудачник Эдди Морра (Брэдли Купер) переживает нелёгкие дни. Книга, которую ждут в издательстве, никак не желает писаться, любимая девушка возвращает ключи от квартиры, и Эдди все больше времени проводит в нью-йоркских барах. Случайная встреча с братом бывшей жены дает Эдди возможность попробовать чудо-таблетку — засекреченный препарат, не вышедший в производство, под названием NZT. Под воздействием волшебной пилюли парень совершенно преображается, его мозг начинает работать на полную мощность. Он не только пишет книгу в короткий срок, возвращает любимую, но и зарабатывает на бирже огромные деньги. Однако вскоре Эдди понимает, что без замечательной таблетки он не просто лишается своих способностей, но и начинает со страшной скоростью деградировать. Более того — побочные эффекты препарата смертельно опасны. Ко всему, парень попадает под бдительное око влиятельного бизнесмена Карла Ван Луна (Роберт Де Ниро), и за NZT начинается рискованная охота.
«Области тьмы», конечно, сложно назвать откровением, но на фоне безликой беспомощности фантастического жанра фильм выделяется отличным ритмом, драйвом и неглупым чёрным юмором. В одной из сцен, происходящей на катке, героиня использует в качестве режущего орудия коньки ребёнка. Несколько других эпизодов посвящено нашему соотечественнику — криминальному громиле по имени Геннадий, который лихо преображается под воздействием NZT и «открывает для себя Гугл». Ироничный подход к материалу не даёт Нилу Бёргеру скатиться в обычный примитив, а закадровый монолог героя вторит изящно сконструированному устройству мира в единственно верный унисон.
Но не стоит забывать, что «Области тьмы», при всей внешней схожести с «Бойцовским клубом», несут в себе совершенно иные задачи. Стимуляция мозговой деятельности нужна герою исключительно для того, чтобы быстро разбогатеть и править миром. Став за пару недель миллионером, Эдди Морра не находит ничего лучшего, чем погрузиться в бездны Уолл-стрита ещё глубже. Вот куда приводят мечты современного киногероя — не на берег океана, не на банановые острова с воздухом свободы, а в серые будни биржевых сводок. Ещё пару десятков лет назад персонажи фантастического кино мечтали о полётах в космос, контактах с иными мирами, заселении далёких планет. А герой, грезящий исключительно о богатстве и полноте власти — от эпопеи про Джеймса Бонда до карикатурных злодеев кинокомиксов, — всегда считался фигурой отрицательной. Теперь ситуация меняется в корне: быть меркантильным не только не зазорно, но по мнению авторов — единственно правильно. Герой, достигающий могущества с помощью бронебойной таблетки, метит в президенты, и открытый финал истории явно подразумевает продолжение ленты, где, видимо, мы станем свидетелями приключений Эдди Морра в мире большой политики.
В 60-е годы прошлого века вышел научно-фантастический роман «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза — книга неоднократно экранизировалась. Главный герой — Чарли Гордон, с детства болеющий умственной отсталостью, в ходе экспериментальной операции по удалению повреждённых участков мозга превращается в нормального человека. Более того, его интеллектуальные способности растут с каждым днём, и через пару месяцев парень становится гением. Но эксперимент провалился — регресс неизбежен. Постепенно Чарли возвращается к своему первоначальному состоянию.
Схожесть сюжетных фабул Киза и Глинна — налицо. Разница в том, что «Цветы для Элджернона» — «одно из самых человечных произведений новейшего времени, роман пронзительной психологической силы, филигранное развитие темы любви и ответственности», а «Области тьмы» (оригинальное название — Limitless) — продукт нового времени, с людоедской моралью и типичным для современного общества социальным цинизмом.
Этого ли мы ждали? Кинофантастика последнего времени выявила два направления: апокалиптические боевики, маскирующиеся под дешевое документальное кино, — мало нам того, что ежедневно показывают в теленовостях, и психологические триллеры разной степени занудности. Некоторые режиссеры, чьи имена неразрывно связаны с апологетикой жанра, неожиданно меняют амплуа. Например, Роланд Эммерих снимает фильм «Аноним» — историю о том, что произведения Уильяма Шекспира написаны вовсе не им. Сможет ли режиссер превратить этот в принципе далеко не оригинальный сюжет в очередной фильм-катастрофу, покажет время.
Другие «творцы миров» остаются верными выбранному пути: Джеймс Кэмерон, чуть было не поддавшийся искушению снять Анджелину Джоли в новой версии «Клеопатры», всё же решил не рисковать и снять два сиквела «Аватара». В любом случае хочется верить, что еще появятся фильмы, которые потрясут зрителей масштабом замысла и визуальной роскошью. И космическая опера еще не раз пронесется по экранам со скоростью сверхмощного звездолета, а новые герои займут достойное место в пантеоне культовых эпопей.