Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 30 марта 2011

Музон

Олег Гапонов. «10 лучших песен за 20 лет». 

Олег Гапонов. «10 лучших песен за 20 лет».
Всё реже в заглавной строке этой колонки присутствует название фирмы, выпустившей пластинку. Так оно случилось и в этот раз. Жаль — сей проект бесспорно достоин полноценного воплощения. Но скорее всего запись будет иметь хождение только таким образом. Следовательно, милости прошу: http://www. oleggaponov. ru/

Продюсером альбома выступил видный ростовский и общенациональный деятель шоу-бизнеса Сергей Пименов — один из создателей проекта «ППК», что некогда ворвался в хит-парады самой Великобритании. Пименов в аннотации к альбому заметил, что «это лучший альбом, который я продюсировал за свою карьеру. Послушайте эти 36 минут, и пусть они теперь играют и в вашей голове тоже». В записи альбома, помимо Гапонова и Пименова, поучаствовали знаменитые донские музыканты Олег Толстолуцкий, Михаил Никулин и Виктор Пивторыпавло.

В гапоновскую «десятку» вошли «Дети Империи Солнца», «Счастья зверя в победе», «Шоферюга», «Помни, товарищ», «Сердце, пой». Впервые на записи появляется «Слепая девочка» — 89-го года создания, доселе только однажды исполнявшаяся на концертах. «Деревянные бушлаты» — уже из нового «Зазеркалья».

«10 лучших песен за 20 лет» — своеобразная попытка возвращения на рубеж восьмидесятых-девяностых годов. В реторте «зазеркальского» делания в нечто цельное и убедительное превращаются альтернативный рок, элементы поп-культуры, блатняк. Здесь одновременно доминанта простых человеческих ценностей и почти античные представления о бытии, идейный романтизм и мрачный цинизм постсоветского андеграунда, язык улиц и высокий интеллектуализм, солдатская совесть и границы отчаяния и горизонты неведомого, крушение гуманизма и триумф воли. Без декаданса, лицедейства, изломанного мелодраматизма.

Каждый поклонник может предложить свои отсутствующие фавориты: «Песня о хорошем человеке», «Бедная Лиза», «Космонавты мертвы», «Бугорки безымянных могил», из последних альбомов — «Алёша», «В степях донских» или «Одноклассники». Словом, пластинка вполне могла состоять и из двух десятков номеров, да и больше тоже.

Немудрено: Олег Гапонов напрямую «ответственен» за ряд важных и великолепных проектов отечественной независимой музыки.

В «Зазеркалье» он проявился из культовой донской формации «Пекин Роу-Роу». В частности, на «пекинском» альбоме «Бесамемуча» ему принадлежит авторство «Auf Wiedersehen».
Потом был проект «Атомный самолет будущего», который периодически реанимируется и по сей день. В 1993 году в соавторстве с Иваном Трофимовым был порождён легендарный радикальный ансамбль «Че Данс». Оттуда — «Делайте бомбы», «Ангелы и космонавты», «Баунти». От этого проекта имеется СD «Запрещённые барабанщики: архив! Че Данс+1, 5 Pavlo» и запись московского концерта в клубе «Sexton». Затем «Че Данс» плавно перерос в «Запрещенные барабанщики», Трофимов и компания перебрались в Москву. Гапонов остался держать фронт на родине.

В 1997 году совместно с Петром Каплиным был создан электронный поп-альтернатив-проект «Фигура». «Фигура» была полна этно-ритуальных мотивов, обращалась к глубинным пластам человеческого сознания. Было записано несколько альбомов, один вышел в Америке. Группа просуществовала несколько лет, но после переезда в Москву в 2003 году прекратила своё существование. «РМГ рекордз» выпустила МP3 «Figura» с полной коллекцией альбомов. Однако дистрибьюция осуществлялась довольно локально. Во всяком случае, мне этот диск попался года через два, повезло углядеть его в одном периферийном киоске близ площади Трёх вокзалов.

В середине 2000-х «Зазеркалье», по выражению Дениса Третьякова, «возродилось из пепла хищным южнорусским Фениксом». С вокалистом Александром Скрынниковым (одним из отцов-основателей группы ещё в 1988 году) и более спокойной стилистикой. Гапонов так отрекомендовал новый подход: «Это был достаточно рискованный шаг — использовать только электроорган и акустическую гитару. Психоделика, ранняя эстрада, которую называют глупым словом »шансон«. Нам важно было показать те звуковые символы, которые соответствуют аутентичному андеграунду. Андеграунд в чистом виде заморозился еще в 60-е годы. В 70-е уже пошёл декаданс, в песнях пропала искренность… Мы добились того, что при минимуме аранжировок слышен голос, выделились, выкристаллизовались сами песни».

В этом цикле были альбомы — «Власть судьбы», затем «Весна священная», наконец — «Между мирами», имевший полуофициальное хождение.

После очередного кризиса «Зазеркалья» поочерёдно появились уникальные проекты «Хлеб-Соль» и «Донская Романтика». У Гапонова накопилось немало песен, которые по своей стилистике не подходили «Зазеркалью», в том числе песни на стихи донских поэтов-изгнанников: П. Полякова, Н. Туроверова. «По сути, мы оказались в числе немногих музыкальных коллективов, касающихся в своем творчестве истории Донского края». От «Хлеб-Соль» имеется концертная запись «Два ворона», «Донская романтика» — это альбом «Дуньте, ветры».

Однако история «Зазеркалья» продолжается — в минувшем году Гапонов вновь собрал состав. Стало ясно: история одного из самых ярких нонконформистских проектов отечественного андеграунда так просто не завершится.

1.0x