Авторский блог Иван Вишневский 03:00 30 марта 2011

В обход разума

<br>

В обход разума
Специально для «Завтра» 30 марта 2011 года Номер 13 (906)
Широко разрекламированный Проект образовательного стандарта для старшеклассников и планы реформ в области художественного образования вызывают глубокую обеспокоенность в обществе.
Предлагаем вниманию нашего читателя мнение крупнейшего собирателя и пропагандиста народной музыки, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Вячеслава Михайловича Щурова.
То, что русские дворянство и духовенство искони были высокообразованными сословиями, общеизвестно. Пока ещё даже некоторые школьники знают имена Рублёва, Дионисия, Пушкина, Достоевского, Чайковского. Меньше известно то, что и в нашей крестьянской традиции ребёнка учили и воспитывали неустанно и с пелёнок. И художественное образование было важнейшей частью воспитания. Наши предки, конечно, не думали такими категориями: формирование гармонически развитой личности, свободно мыслящего человека, подлинного патриота невозможно без глубокого освоения национальной культуры. Но они знали это интуитивно, и результат народного образования был впечатляющим. Вспомните творцов из крестьян: Ломоносова, Бортнянского, Есенина, Шукшина, Свиридова… Какой словарный запас, какая парадоксальность мысли, какая мелодическая гибкость! Это вам не текст проекта образовательного стандарта, построенный на косноязычных штампах. Дитяти в колыбели прежде пели байки и колыбельные, когда он немного подрастал — прибаутки и потешки.
Порой они были совершенно ирреальными, преодолевающими косность стандартного, зашоренного мышления. Вот пример из антологии русского песенного фольклора. По-моему, он пророчески иллюстрирует новый образовательный проект:
Куричка-хохлатка
Сидить на поличке,
Считая яички:
«Раз, два, три, четыре,
Мене грамоте учили —
Не писать, не читать,
Только в куколки играть.
Я куколку разорила.
Мене маменка побила».
Поп, поп на свинье,
Балабайкя на стяне.
Балабаечка упала,
Свинью по горбу попала,
А папашу по спине,
Чтоб не ездил на свинье.

Хорошо бы пройтись чем-нибудь потяжелее «балабаечки» по спинам и горбам тех, кто выдумал «интегрированное» и «базовое» образование… Жизнь же деревенских русских детей от первых веков нашей эры до 1970-х годов была пронизана глубокими духовными впечатлениями и развивающими делами. Они присутствовали на зимних посиделках, где звучали целые многоголосные хоровые концерты и одновременно постигались навыки ремёсел. Кто шил, кто вышивал, кто лапти плёл, кто домашнюю утварь — порой настоящую скульптуру — из дерева вырезал или из глины лепил…
Далее — весенние игры с песнями: сразу и физкультура, и сольфеджио. Потом — летние работы со взрослыми в поле, опять с пением. В селе устраивались «улицы» («вулицы», «пятачки») — молодёжные игры. Конечно, с песнями.
Все календарные обряды, в которых принимали участие дети: от веснянок до рождественских колядок, — были пронизаны тысячелетними, по выражению величайшего фольклориста Афанасьева, «поэтическими воззрениями славян на природу», то есть историческими, философскими и поэтическими основаниями нашего бытия, а также архаическими, сложнейшими музыкальными ладами.
Прекрасно знали крестьянские дети и прикладную биологию. Ягоды, грибы, травы, деревья, дикие и домашние звери, птицы и растения были глубоко ими изучены. То есть традиционное детство русского человека — это различные формы творчества и познания. Проект же стандарта образования для старшеклассников от 16 февраля 2011 года их безусловно отвергает.
Нет в проекте и слова «музыка» ни в каком виде. А ведь хорошо известно, что только музыка развивает оба полушария мозга, делает sapiens из бессмысленного homo. Поэтому в Японии и Западной Европе школьные оркестры и хоры — обязательнейшие предметы. Эту традицию подхватывает и Китай, где только на фортепиано учатся профессионально играть 60 миллионов детей. Россия же идёт на интеллектуальное самоубийство.
Мало того, что скандально известное министерство прошлось асфальтовым катком по общеобразовательной школе, так оно покусилось и на национальную гордость, давшую России сотни талантов и немало гениев, — систему детского профессионального образования. Основываются реформаторы на новомодной ювенальной юстиции, пришедшей из США вслед за ЕГЭ и «политкорректностью», по которой нельзя попирать права ребёнка (так, за наказующий шлепок по попе ребёнка нужно отбирать у родителей). Даже макаки шлёпают в целях воспитания своих детёнышей, беспрестанно понуждают их заниматься полезными для стада делами. Американцы же, подарившие миру ювенальную юстицию, ушли гораздо ниже низших приматов.
Наши чиновники, «задрав штаны», бегут за ювеналом. Они предложили начинать профессиональное музыкальное, балетное и т. д. обучение с 15 лет, чтобы не травмировать бедных деток тягостными, преступными уроками.
Мои дети ходили в музыкальную школу, посещали кружки, секции. Дело не в том, что мы хотели обязательно сделать их музыкантами. Мы старались занять их свободное время, отвлечь от подворотен. И сейчас оба — уважаемые крепкие специалисты. Но могут сыграть на фортепиано, спеть, любят музыку.
Наверное, разложение, гибель молодого поколения и является истинной целью реформаторов образования. Понятно ведь, что у подростка вслед за свободным болтанием по улицам приходит беда. Всё это происходит под лозунгом «защитить детство».
Я недавно побывал в США, в Сиэтле, и узнал, что тамошние родители бегают по частным преподавателям музыки, поскольку систематическое музыкальное образование в Америке отсутствует, всеми правдами и неправдами стараются отправить детей учиться в Европу, где сумасшествие ещё не стало нормой.
В области музыки благодаря «правам ребёнка» Америка деградировала. У неё были великие композитор Айвз, пианист Клиберн и другие, а сейчас, по-моему, ни один молодой музыкант не способен привлечь к себе внимание. Глубокая интеллектуальная яма, полная могила.
Идея о том, что «детей надо беречь, профессиональное образование начинать с 15 лет», опровергается одной историей. Известно, что у Маугли были реальные прообразы — две девочки, найденные в волчьем логове. Одна сразу погибла, а другая, дожив до 17 лет, осталась на уровне развития младенца. Произошло то, что психологи называют «невосполнимой утратой возможностей». Если с детства не прививать навыки: художественные, научные, языковые, ремесленные, этические, наконец, — человек превращается в айтматовского манкурта, которым можно легко манипулировать, но которого нельзя сделать полноценным членом общества, патриотом родной земли.
Музыке (как и всякому другому сложному и благотворному делу) надо учиться с самого раннего детства. Это понимали не только родители Моцарта и Бетховена, но и близкие нам люди советской поры. Я учился в одном классе музыкальной школы с Володей Ашкенази, мы были с ним друзьями. Его первая учительница по фортепиано впоследствии говорила: «Ко мне привели пятилетнего мальчика. Я ему показала простые упражнения, он, помногу занимаясь, освоил. Я дала этюды сложнее. Выучил. И после одного года обучения он сыграл с оркестром концерт Гайдна». Сейчас Ашкенази — один из крупнейших пианистов и дирижёров мира. Но, чтобы стать таким, он в раннем детстве занимался по шесть часов в день только игрой на рояле.
В Центральной музыкальной школе, где я учился, выдавали аттестат зрелости, мы изучали физику, математику, химию, литературу на уровне обычной общеобразовательной школы. Успевали и музыке серьёзно учиться, и приличное общее образование получить. Я, между прочим, закончил школу с золотой медалью. И Ашкенази был круглым отличником, при ежедневных напряжённых занятиях на музыкальном инструменте.
Так кто же стал счастливее: Владимир Ашкенази, истово занимавшаяся балерина Екатерина Максимова, моя подруга детства, — или ребёнок с «защищёнными правами детства», «освобождённый от перегрузки и детской эксплуатации», прошлявшийся по улицам в те годы, когда нужно было до изнеможения учиться, и в результате безвестно и бесцельно сгинувший?
Так что то, что сейчас предполагается сделать с профессиональными музыкальными школами и хореографическими училищами, — это жуткая диверсия, которую любыми средствами надо предотвратить.
В нашей стране очевидные глупости, солидарно отвергнутые обществом (такие, как монетизация, ЕГЭ или реформа местного самоуправления) имеют обыкновение в обход разума становиться законами. Многое у нас при реформировании развивается по худшему сценарию. И правая рука не согласует свои действия с левой. Побеждает в споре самый напористый, к тому же имеющий крепкую поддержку «сверху».
По последним «сводкам с фронта», Министерству культуры удалось пока отбить атаку Министерства образования. На совместном заседании коллегий двух министерств было достигнуто соглашение о поправках в готовящийся законопроект «Об образовании в Российской Федерации». «Нам нельзя уподобляться странам, где исчезла театральная и художественная школы», — сказал министр культуры Александр Авдеев. По поводу изучения профессиональных дисциплин только с 15 лет Авдеев заявил: «Не будем обсуждать глупости». Было заверено, что отбор в детские профессиональные школы, якобы противоречащий Конституции РФ, тоже никто не отменит. Решением коллегий детским начальным художественным школам должен быть присвоен статус предпрофессиональных образовательных учреждений.
Впрочем, успокаиваться рано.
Материал подготовил Иван Вишневский

1.0x