Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 16 марта 2011

Музон

<br>

Музон
Обозреватель «Завтра» Андрей Смирнов 16 марта 2011 года Номер 11 (904)
Яблоко. «Кантри-фолк-группа »Яблоко« (»Мелодия«/»Бомба-Питер«) 2010.
Наверное, странно рецензировать пластинку, запись которой датируется аж 1980 годом. Но свежее анекдотичное происшествие в какой-то мере заставляет это сделать. Если верить информационному агентству »Новый Регион«, недавно фанаты Бабкиной пытались сорвать концерт Кадышевой в Саратове. А сама предводительница »русской песни« обвинила Кадышеву в »пошлости« и в отсутствии в репертуаре »народных песен«. Было бы забавно, если бы намечающееся противостояние перешло в горячую фазу, сродни войне восточной и западной рэп-группировок в девяностые в США, ну да Бог с ними.
Факт — фолк-сцена благодаря усилиям того странного субъекта, что именуется »средства массовой информации«, за редким исключением предстаёт перед массовым же зрителем в виде псевдонародного китча. Исключения только подтверждают правило и погоды практически не делают. Хотя заинтересованному наблюдателю очевидно, что сегодняшняя фолк-сцена качественно разнообразна. Но даже в яркой палитре от этноэкспериментаторов, завсегдатаев культурного центра »Дом« до паганистского металла — пластинка »Кантри« фолк-группы »Яблоко« не затеряется. Несмотря на дистанцию в тридцать лет.
В перестроечном гвалте мягкие этновибрации »Яблока« были малозаметны. К тому же, ниша группы так и не была чётко оформлена. В композициях группы явственно присутствовал интерес к рок-культуре, она регулярно упоминалась в материалах, посвящённых отечественному року, и даже приняла участие в первом фестивале Ленинградского рок-клуба в мае 1983 года. А Марина и Татьяна Капуро сотрудничали с »ДДТ«, »Чижом и Cо«, »Наутилусом«, »Королём и Шутом« и т. д.
С другой стороны, это крепкий эстрадный коллектив. Во второй половине 80-х годов Марина Капуро и »Яблоко« постоянно участвовали в фестивалях и конкурсах, в том числе за рубежом, неизменно возвращаясь с лауреатскими званиями и дипломами. В 1993 году Марина Капуро получила звание заслуженной артистки России — тот случай, когда присуждение не вызывает недоумения.
Наконец, группа всегда воспринималась как активный участник фолк-движения, причём в разных ипостасях: от народного попа до этноавангарда. Не случайно эту пластинку напутствовал сам Дмитрий Покровский: »То, как они услышали народные песни, достаточно неожиданно и не укладывается в рамки уже укоренившихся стилей. Что это — «фолк-рок», «кантри-рок»? Участники ансамбля отвечают, что это русские народные песни, которые они любят и поют так, как слышат. В данном случае, наверное, не надо горевать, что на искусство ансамбля трудно привесить определённый ярлык, так как оно достаточно интересно, ярко и буквально пронизано любовью к народной песне«.
»Кантри-фолк-группа «Яблоко» — одиннадцать композиций, чуть более получаса звучания. Авторских вещей здесь всего три — «Наигрыш» создателя «Яблока» Юрия Берендюкова и его же баллада «Зал ожидания», трепетное исполнение «Шла война» Окуджавы. Основа диска — чудесные интерпретации русских и белорусских народных песен.
Последние годы «Яблоко» в основном ассоциируется с Мариной Капуро, группа зачастую выступает как аккомпанирующий ансамбль. Репертуар Капуро велик и разнообразен: романсы, казачьи песни, англоязычные номера от «битловской» «Something» до ABBA (целый музыкальный спектакль «Аббамания»). На знаменитом курёхинском диске «Воробьиная оратория» Марина Капуро исполняет ряд вокальных партий. Всего много и далеко не всё вдохновляет. Таков последний сольный альбом Капуро «Красный конь», своего рода «greatest hits», где хватает малокровных композиций. Тот же «Гимн Игр Доброй Воли-94» — далеко не олимпийская «До свидания, Москва! » в исполнении Татьяны Анциферовой и Льва Лещенко.
Впрочем, любые самые периферийные произведения Капуро и «Яблока» на порядки превосходят обласканную телевизором псевдонародную «клюкву-малину».

1.0x