Авторский блог Анастасия Белокурова 03:00 9 марта 2011

Наука речи

<br>

Наука речи
Кинокритик Анастасия Белокурова 09 марта 2011 года Номер 10 (903)

«Король говорит» (The King's Speech, Великобритания, Австралия, США, 2010, режиссёр — Том Хупер, в ролях — Колин Ферт, Джеффри Раш, Хелена Бонем-Карьер, Гай Пирс, Майкл Гэмбон, Патрик Ракарт, Тимоти Сполл, Клер Блум).
Картина бывшего телевизионщика Тома Хупера «Король говорит», получившая четыре золотых статуэтки Американской киноакадемии (лучший фильм, лучший режиссёр, лучшая мужская роль и лучший сценарий), основана на реальных событиях. Это история отрезка жизни английского короля Георга VI, фигуры спорной и противоречивой, вошедшей в историю в качестве монарха, при котором Британская Империя утеряла мировые позиции и была преобразована в Содружество Наций.
1925 год. Стадион «Уэмбли». Альберту Фредерику Артуру Георгу, герцогу Йоркскому (Колин Ферт) предстоит прочитать по радио речь своего отца — короля Георга V, но принц имеет серьёзные проблемы с речью — он заикается. Речь сорвана. Поражение на «Уэмбли» заставляет герцога обратиться к врачам. Логопеды безуспешно пытаются победить недуг, все их усилия проходят даром. В 1934 году жена Альберта Елизавета (Хелена Бонем-Картер) обращается к бывшему театральному актёру из Австралии, а ныне врачу Лайонелу Логу (Джеффри Раш), практикующему странные фрейдистские методы. Терапия Лога заключается в том, что он с ходу начинает звать принца уменьшительным именем Берти, говорить с ним о личной жизни, выполнять функции психоаналитика. Заставляет читать монолог Гамлета, петь песни и произносить слово fuck. Словесная дуэль сначала крайне раздражает королевскую персону, но постепенно герцог Йоркский втягивается в процесс. Результат приходит со временем.
Выясняется, что с раннего детства принц ощущал на себе сильный психологический прессинг — строгое воспитание отца, дразнилки старшего брата, жестокое обращение няни, результатом которого стал хронический гастрит, перетекший в язву. К тому же, маленький Альберт умудрился родиться левшой и с вывернутыми коленями — недостатки, несовместимые с положением королевской особы были исправлены врачами весьма жёсткими методами. Видимо, поэтому с четырёх лет мальчик стал страдать заиканием, бороться с которым ему было суждено всю жизнь. Вырос он крайне неуверенным в себе нервным мужчиной.
Но вот умирает король Георг V, а старший брат Эдуард VIII отрекается от престола, делая выбор в пользу личного счастья. В сложной политической ситуации, на пороге Второй мировой войны, герцог Альберт восходит на британский престол под именем короля Георга VI. И почти не заикается на коронации. Верный друг и помощник Лайонел Лог остаётся рядом с ним долгие годы. Апофеозом этого союза впоследствии станет рождественская речь перед нацией, где король Георг впервые обойдётся без помощи Лайонела Лога.
Король Георг VI, отец ныне царствующей королевы Елизаветы, имел довольно внушительный послужной список: участвовал в Первой мировой — был мичманом на военном корабле «Коллингвуд», получил звание лейтенанта за участие в Ютландском морском сражении в 1916 году. Затем служил в морской авиации Королевских военно-воздушных сил, воевал лётчиком на западном фронте в звании командира звена. В годы Второй мировой активно посещал войска и госпитали, побывал в Алжире и на Мальте. В июне 1943 года вел наблюдение за войсками союзников в Северной Африке с борта самолёта. Посетил Нормандию спустя десять лет, после высадки там союзных войск.
Интересно и то, что спустя всего лишь сутки после вступления Георга VI на престол парламент Свободного государства Ирландия принял закон, фактически устранивший власть британского короля на территории Ирландии. А спустя десять лет полную независимость получила Индия — тот самый водораздел, жестоко разрубивший страну на Индию и Пакистан, конфликт между которыми и по сей день не думает затихать.
Символ нации в борьбе против нацистской Германии в сороковых, человек, всю жизнь исповедующий постулат о том, что королевская семья должна быть образцом общественной морали, тем не менее, невольно способствовал развалу Британской империи. Но не политические и социальные стороны правления монарха становятся предметом внимания режиссёра Тома Хупера и сценариста Дэвида Сайдлера. Их интересует, прежде всего, король-человек. А для достижения лучшего эффекта сопричастности к происходящему можно слегка переписать историю. И взять на главную роль хорошего актёра Колина Ферта, который в любой роли может быть трогательно-доходчивым для зрителя.
В данном случае речь идёт даже не о штампах. Именно здесь законы драматургии должны быть выдержаны в единственно верном ключе — мучительный каждодневный подвиг преодоления себя, нюансы «настоящей мужской дружбы», ссоры и примирения, неуверенные нервные монологи, вызванные боязнью ответственности… сложно ожидать, чтобы в подобном фильме вдруг возникло нечто большее. Мы же смотрим кино, сделанное Томом Хупером, а не Тоубом Хупером. Поэтому единственно верной формой становится подчёркнутый классицизм — музыка также вторит происходящему и, что греха таить — значительно ускучняет и без того не самое динамичное в мире зрелище.
Фирменный английский юмор в «Короле» тоже есть. Но он крайне специфичен даже для туманного Альбиона (к слову, в фильме, как и положено, он крайне сер и туманен). Например — история про пингвина, которую рассказывает будущий монарх юным принцессам — это вообще непонятно что: замаскированная шутка или очередной пассаж на тему «приготовьте носовые платки». То, что герцог ассоциирует себя с пингвином, брошенным в бурное море трудностей, безусловно, тронуло сердца домохозяек и американских киноакадемиков, но всему же есть предел. Когда тот же самый «пингвин» начинает надрывно кричать слово fuck — единственное слово, милостью сценариста, которое он произносит, не заикаясь, —понимаешь, что без кушетки психоаналитика здесь не обойтись. Не стоит забывать, что мы видим на экране образ реального исторического лица. Не короля Сиама, затерянного в дебрях мемуаров английской учительницы, а практически нашего современника, обладателя не одной официальной биографии.
Но для того, чтобы в наши дни получить «Оскар», не обязательно досконально следовать правде. Из всех претендентов на награды фильм «Король говорит» — самый стерильный, предсказуемый и заточенный под награды — попал, как говорится, в яблочко. И то, что золотую статуэтку вместо Дэвида Финчера получил Хупер, чья режиссура не отличилась ровным счётом ничем примечательным, уже давно не способно никого удивить. Не стало откровением и то, что приз за лучшую женскую роль завоевала Натали Портман, о чьём «лебедином» подвиге мы недавно писали. «Социальная сеть» удостоилась «Оскаров» за лучший адаптированный сценарий, лучший монтаж и музыку. Нолановскому «Началу» повезло чуть больше — призы за операторскую работу, звук, монтаж звука и спецэффекты. Лучшей мультипликационной лентой была названа «История игрушек -3».
Что касаемо самой церемонии, то единственным ярким пятном — кроме вырезанного впоследствии цензурой идиотически восторженного ругательства актрисы Мелиссы Лео, получившей «Оскар» за роль второго плана в фильме «Боец», — стал выход на сцену легендарного Кёрка Дугласа, который доказал, что он и по сей день живее всех живых. Это останется в памяти на гораздо больший срок, чем все претенденты этого года, выигравшие и проигравшие.

1.0x