Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 16 февраля 2011

Музон

Ночной проспект. «Кислоты»; Телевизор. «Шествие рыб». («Геометрия»)

Лейбл «Геометрия» в очередной раз обратился к культурному архиву, выбрав для качественного переиздания две примечательные пластинки 80-х годов.

Намеренно объединил в одной заметке два привлекательных проекта двух столиц. В пику господствующему взгляду о питерской гегемонии и московской периферии, приведу весомое мнение Леонида Фёдорова: «Московские команды вообще выглядели поинтереснее ленинградских, те же »Звуки Му«, »Николай Коперник«, »Вежливый отказ«…Чувствовалось, насколько это оригинальнее того, что делали, скажем, Цой с »Кино«, которые активно слушали The Smiths, Clash…и было ясно, откуда у них что берётся». Исключением Фёдоров называл «Джунгли», «Странные игры», «АВИА».

И «Телевизор», и «Ночной Проспект» вполне уместны в этом ряду. Во всяком случае, обе группы всегда демонстрировали оригинальное творческое мышление и нестандартный подход к звучанию.

«Кислоты» — наверное, самый известный альбом «НП», был записан золотым составом группы: Борисов-Соколовский-Кутергин-Павлов. В нынешнее издание к шести альбомным композициям добавлены два студийных трека, записанные одновременно с «Кислотами», но тогда не вошедшие в альбом, а также четыре концертных номера того периода. Прилагающийся DVD — первое официальное видео «Ночного Проспекта». Оно включает ранее не издававшееся видеоинтервью с участниками группы, снятое в 1987 году для немецкого фильма «Давай рок-н-ролл», архивную запись концертов и четыре клипа. Релиз был презентован 9 декабря прошлого года в культурном центре «Дом» и был приурочен к празднованию пятидесятилетия лидера «Ночного Проспекта» Алексея Борисова.

«Шествие рыб» включает два диска, на одном из которых представлен одноимённый дебютный альбом 1985-го года, а на втором — записи выступлений на II и III ленинградских рок-фестивалях (1984–85), где «Телевизор» оба раза становился лауреатом. Эти издающиеся впервые «лайвы» зафиксировали звучание первого состава группы.

«Шествие рыб» вышло в 88-м году на «Мелодии», и произошёл курьёз, который отражён в буклете СD заметкой из «Звуковой дорожки» тогдашнего «Московского комсомольца». На пластинке в ряде композиций оказались «подрезаны» важные слова. Общественность готова была заподозрить страшное цензурное коварство, хотя, скорее всего, произошёл технический ляп. На имеющейся у меня пластинке тоже пострадала композиция «Дальний Восток», но заглавная песня и остальные номера — в нормальном состоянии.

Пластинка «Шествие рыб» вышла, когда «Телевизор» вовсю гремел с революционно-перестроечными боевиками «Три-четыра гада», «Сыт по горло», «Отечество иллюзий».
Здесь герой только пытался определить своё место в мире-паноптикуме, грустил, язвил и негодовал. Но эти небольшие депрессивно-романтические сюжеты, пожалуй, долговечнее, чем последующий стадионный «революционный рок». Хотя магнетизм и бескомпромиссность будущего трибуна уже налицо. А «С вами говорит телевизор» — хит на все времена.
«Кислоты» стали вехой в истории «Ночного Проспекта». Звучание группы обрело угрожающе-индустриальный формат, а вскоре после выхода альбома группу покинул Иван Соколовский.

Начав с электро-попа и электро-твиста, к «Кислотам» «НП» подошёл с желанием экспериментов и радикальных выводов. К тому времени создатели «НП» уже достаточно времени увлекались различными авангардными делами, а в предыдущих программах «Демократия и дисциплина», «Курорты Кавказа» появляются элементы индастриала, грузящие медитативные композиции. На «Кислотах» музыканты выдали множество необычных экспериментов с аналоговой и цифровой электроникой. Мировоззренчески — это довольно мрачный релиз, воплощённая антиутопия, где человек практически исчезает в череде катаклизмов, катастроф и триумфа механизмов. «После господства живых существ начнётся империя машин» (Ф.Т. Маринетти. «Первый футуристический манифест»)

«Кислоты» Кушнир оправданно включил в «Сто лучших альбомов советского рока»: «Это был первый в СССР альбом индустриальной музыки, невероятно качественно записанный и идеально выдержанный стилистически. »Кислоты ассоциировались с урбанизированным смерчем, напоминая озверелый звуковой терроризм, при котором атональный вокал и примитивный ритм умышленно вытесняют гармонии и мелодии… «Ночной проспект» решил наехать на мозги расслабленного парами перестройки населения серией жестко сыгранных индустриальных номеров. Новая программа представляла собой электронный noisebeat, тщательно отредактированный и отрепетированный, в котором посреди компьютерно-синтезаторного шквала неожиданным диссонансом вкраплялись звуки живых инструментов: гитары, скрипки, ксилофона, металлических перкуссий и барабанов«.

Несмотря на свою отдалённость по времени, оба релиза звучат свежо и слушаются с живым интересом. Ведь по-прежнему с нами говорит/гипнотизирует телевизор, и кислоты проникают в кровь.

1.0x