Колумнист «Завтра» Сергей Угольников 16 февраля 2011 года Номер 07 (900)
ФОТО О. КУЗНЕЦОВОЙ
Требование возврата к культурным ценностям всегда сопровождается проблемой — как именно это сделать? Если человек в девяностые ушёл в андеграунд, то обратная социализация, хоть и необходима, но очень затруднена. Ведь «Синие блузы», ставшие неликвидными в постреволюционный период, могли бы длить своё существование, не будь в России глубоких театральных традиций. Для современного городского жителя этот возврат затруднительнее, чем для нового горожанина тридцатых годов. Не в цирк же ему идти, куда мама в детстве водила?! И не в оперу: она запросто может испугать своей элитарностью. При всём богатстве выбора, альтернативы оперетте практически нет. Оперетта не перегружает драматическим действием, не слишком усердствует в соревновании басов, при этом влюблённую девушку не играют матроны, а герой-любовник не похож на шарик на ножках. По сути, это очень советский жанр без его идеологической составляющей. В нём не перебарщивают с эротизмом, не пытаются выстроить кордебалет из пятидесяти могучих танцовщиц, — всё построено на разумных ограничениях, норме, стабильности.Эту возможность возврата к норме на протяжении двадцати лет сохраняет и поддерживает «Театр на Басманной» под руководством Жанны Тертерян. Театр задумывался как молодежный по своему составу и репертуару, и изначально нацелен на правильную, актуальную аудиторию. В арсенале его представлений мюзиклы и комические оперы, музыкальные шутки по произведениям русской и зарубежной, литературной и музыкальной классики. И в этом «классическом» подходе — театр не боится экспериментов, просто проводит их с уважением к зрителю. Ведь «Безумный Дранг нах Зальцбург» — это не только новизна и оригинальность, но и опера, построенная на классических мелодиях.
Популярность коллектива — в значительной степени — заслуга руководства театра. Инициатива художественного руководителя способствовала проведению первого в истории Московского фестиваля Комической оперы. И, конечно, немалые труды пришлось приложить для того, чтобы преодолеть неизбежные интриги завистников, желавших, чтобы коллектив, исполняющий «Принцессу цирка» и «Фиалку Монмартра», продолжал оставаться в детских рамках.
Уникальный и обновляющийся коллектив театра способен привлекать всё новых поклонников. Да и как, собственно, может быть иначе, ведь постоянный репетиционный процесс держит актёров в тонусе, не даёт расслабиться даже при исполнении давно и прочно усвоенных мизансцен. И просто замечательно, что молодые артисты, вливающиеся в труппу из театральных училищ, имеют возможность работать рядом с заслуженным артистом России Вячеславом Ткачуком или Ириной Баженовой. И конечно, можно только позавидовать мужчинам, поющим вместе с Анастасией Сиваевой или Еленой Калашниковой. Представления «Театра на Басманной» — всегда праздник, и вдвойне хорошо, когда он совпадает с праздником фактическим. Семнадцатого февраля в ТКЗ «Дворец на Яузе» состоится посвящённый десятилетию театра Гала-концерт, на котором будут подведены не только юбилейные итоги, но и намечены планы на будущее.
А мне остаётся присоединиться к поздравлениям и пожелать Театру новых творческих удач.