Авторский блог Анастасия Ежова 03:00 2 февраля 2011

Исламская мозаика: революция в Египте

Сегодняшние волнения имеют как социальную, так и культурную подоплеку. Недовольство вестернизацией сочетается с требованиями социальной справедливости и политических свобод для оппозиции. Иное дело, что внешние силы пытаются по возможности направить эти события в нужное для себя русло.

№ 5 (898) ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2011 г.
Анастасия Ежова
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА


На исходе январских дней в ряде арабских стран вспыхнул огонь массовых народных восстаний. Пламя давно назревавшей революции разгорелось сначала в Тунисе, оттуда перекинулось на Египет, а после — на Йемен и Иорданию. Заполыхали также Алжир, Мавритания и Марокко.

Особого внимания заслуживают египетские волнения, ведь мубараковский Египет известен как один из ключевых союзников США и Израиля в регионе, а также как недруг Ирана. В стране преследовалась исламская оппозиция; дипломатические отношения с ИРИ были разорваны еще в 1980 году после признания Садатом Израиля, ливанское движение "Хизбалла" в Египте объявлено террористическим, а в 2009 году Мубарак выступил на стороне Израиля в войне против Газы. В своем "Религиозно-политическом завещании" имам Хомейни назвал Мубарака преступником, и сегодня иранские исламские деятели приветствуют народную революцию, надеясь, что вслед за тунисским падет и египетский режим.

Сегодняшние волнения имеют как социальную, так и культурную подоплеку. Недовольство вестернизацией сочетается с требованиями социальной справедливости и политических свобод для оппозиции. У каждого народа есть лимит терпения, когда он перестает мириться с безработицей, нищетой, коррупцией, фальсификацией выборов и пытками. В стране, где элита лакомится пирожными, доставляемыми на вертолётах из Европы (как это было в Тунисе), а простые люди с трудом могут купить хлеб, рано или поздно произойдет социальный взрыв, вызванный внутренними причинами, а вовсе не щебетанием в "Твиттере".

Иное дело, что внешние силы пытаются по возможности направить эти события в нужное для себя русло. В этом смысле знаковой является фигура Мухаммада аль-Барадеи. С одной стороны, она явно вызывает раздражение американских "ястребов" в связи с нежеланием применять жесткие меры против Ирана в бытность главой МАГАТЭ. С другой стороны, нобелевский лауреат, специалист в области светского права — аль-Барадеи явно устраивает глобалистские круги Европы. Хотят ли они заменить Мубарака "своим" человеком, или же американские демократы сами желают переформатировать ситуацию на Ближнем Востоке, сознательно допустив оппозицию к власти в рамках "управляемой демократии", тем самым оказывая давление и на Израиль, — покажет время.

Оппозиция в Египте — это и либералы, чьим представителем выступает аль-Барадеи, и исламское движение. Оно является самой влиятельной силой во всех охваченных волнениями странах, кроме Туниса, где также сильны левые. И Мубарак, и Бен Али активно боролись с Исламом в разных его проявлениях. В Тунисе мусульмане не могли открыто совершать коллективный намаз, полиция вынуждала женщин снимать платки прямо на улице.

В XX веке на авансцену египетской политической жизни вышло движение "Братья-мусульмане" ("Ихван аль-Муслимин"), созданное в 1928 году школьным учителем Хасаном аль-Банной. Главным идеологом движения стал Сейид Кутб, казненный в 1966 году за идеи, изложенные в книге "Вехи". По Кутбу, суть Ислама — это поклонение Аллаху, Который является единственным Господином людей, а потому одни люди не вправе угнетать других, представляя себя всемогущими господами, обладающими властью над обездоленными.

Такое понимание Ислама отчасти роднит ихванизм с хомейнизмом. Но Хомейни опирался на целостную шиитскую традицию и, заложив основы новой государственности, предложил миру альтернативный политический проект, сопоставимый с советским или с западным. "Братья-мусульмане", несмотря на международный характер движения, такого глобального проекта не выработали. В случае победы они примкнут к иранскому блоку, а вовсе не станут новым центром силы, и не случайно близкий к М. Ахмадинежаду аятолла Мисбах Язди назвал нынешние события продолжением 1979 года. Платформа "Братьев" эклектична; движение вобрало в себя как представителей суфийских тарикатов, так и салафитов на базе совместного противостояния западной экспансии. Организация разрасталась и, по мере этого, также дробилась; от нее откололись ультрарадикальные группы, а умеренное большинство сосредоточило усилия на парламентской борьбе и социальной работе. Таким образом, "Братья-мусульмане" используют те же методы, что и "Хизбалла". Но если для последней это — лишь тактика в деле реализации хомейнистского проекта с учетом места и времени, то для "Братьев" такие инициативы, похоже, превратились в самоцель.

Вряд ли уместно ожидать ихванистского "октября" после сегодняшнего "февраля", в котором "Братья" заняли выжидательную позицию. Скорее, ихваны будут действовать в рамках демократического государства. Хотя это сделает их более податливыми для манипуляций со стороны Запада, присутствие "Братьев" во власти кардинальным образом изменит геополитический расклад в регионе. Такой поворот событий пошатнет позиции Израиля и будет благоприятен для Ирана, отношения которого с Египтом резко потеплеют в связи с явными прошиитскими симпатиями "Ихван аль-муслимин". Это будет способствовать укреплению Ирана как регионального лидера, а также усилению Сопротивления в Палестине и Ливане…

1.0x