"И подо льдом течёт вода" — выставка на ВИНЗАВОДе, посвящённая современному искусству КНДР (Северная Корея); продлится с 17 декабря до 30 января 2011 года. Организаторы выставки: ЦСИ ВИНЗАВОД при содействии Творческого объединения "Мансудэ". Кураторы: Олег Кулик, Анна Зайцева. За профессиональными комментариями об экспозиции мы обратились к Алексею Беляеву-Гинтовту, известному современному русскому художнику, лауреату "Премии Кандинского" за 2008 год, другу нашей редакции, уже неоднократно публиковавшему на страницах газеты "Завтра" свои материалы, посвященные проблемам современного искусства.
Случилось невозможное. В Россию впервые привезли художников Северной Кореи.
Чосон, страна Утренней свежести, оправдала своё название. Представлено искусство национальное по форме и социалистическое по содержанию — героические будни непобеждённого народа: воины, крестьяне, рабочие, живущие трудно, но счастливо. Ритмическое великолепие парадов, люди в пейзаже.
Картины иного мира, где означаемое и означающее не разошлись навсегда, есть воинский подвиг и вдохновенный труд, где утверждаются коллективизм и духовная мобилизация личности.
Нам, здесь живущим, странно видеть это — последние десятилетия "хозяева дискурса" принуждают нас "актуальному искусству", чей идеологический центр скрыт от глаз, а анонимные приказы не обсуждаются, но обязательны к исполнению.
Цветущая сложность культур Евразии не умещается в тесный гроб представлений и нормативов "нового мирового порядка"; дух нашей истории дышит лишь там, где избежал удавки политкорректности невидимых мондиалистских поработителей.
Большинство работ выполнено в традиционной для КНДР технике "корейской живописи", которая насчитывает более двух тысяч лет. Яркий красочный рисунок, исполненный на рисовой бумаге тушью, не подлежит исправлению — искусство одного касания. Советский художественный стиль гармонично сосуществует с корейским эстетическим наследием.
Представлены архитектурные перспективы, плакат, мозаика, вышивка. Явлен весь корпус модернистских представлений: исторический оптимизм, всеобщая грамотность, работа во благо нерождённых поколений, проектирование будущего, футуристический порыв — атомная программа и ракетостроение как национальная идея последней суверенной общности. Политическая нация КНДР, в отличие от древнего корейского народа, сформировалась в результате Победы, память о которой неистребима. Представлено искусство народа — Победителя.
Традиция просвечивает сквозь актуальный контур картин новостной ленты. Модернизм питается традицией, живёт ею. Конфуцианство, буддизм встроены в социалистический проект Небесного Пути. Мы видим, по сути, храмовое искусство линии, цвета и света. Кропотливый ручной труд мастера сакрализует предмет изображения.
"И подо льдом течёт вода" — невероятно глубокое и тонкое представление художниками группы "Мансудэ" своей и только своей таинственной страны, чьи границы священны, а реализация мечты неотменима.
Чучхе — средневековый философский термин, означающий вещь с точки зрения субъекта. Чучхе означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и самого себя и окружающего мира.
Солярная Корея Севера — уникальная Дальневосточная цивилизация — брачный союз меча и хризантемы, где меч снова, и в который раз, стал автоматом Калашникова!
Материал подготовила Мария Карпова
№ 52 (893) ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2010 г.