Авторский блог Анастасия Белокурова 03:00 22 декабря 2010

Орешек бреда твёрд

"Щелкунчик и Крысиный Король 3D"

"Щелкунчик и Крысиный Король 3D" (The Nutcracker in 3D, 2010, Великобритания, Венгрия, режиссер — Андрей Кончаловский, в ролях — Эль Фаннинг, Аарон Майкл Дрозин, Юлия Высоцкая, Натан Лейн, Ричард Э. Грант, Питер Эллиотт, Джон Туртурро, Чарли Роу, Фрэнсис Де Ла Тур, Ширли Хендерсон).
"Самое дикое в этом фильме — вера его авторов в то, что дети и их родители в канун Рождества мечтают именно о мультипликационной версии холокоста"
Дж. Хоберман (The Village Voice) о фильме "Щелкунчик и Крысиный Король" Андрея Кончаловского.

Цитата из западной прессы, ставшая эпиграфом к этой статье, облетела интернет задолго до дня, когда критиков пригласили на показ нового творения Андрея Кончаловского. И, как показал просмотр, оказалась настолько точной, что все последующие строки будут лишь комментарием к этой простой ёмкой фразе. Последние годы неизменной прелюдией к новогодним и рождественским праздникам для большинства нас служила реклама Кока-колы с Санта-Клаусом и волшебной "музыкой сфер". Когда стало известно, что в первый день Нового года на экраны страны выйдет история, известная нам не только по литературному оригиналу, но и до сих пор не сходящему со сцены популярнейшему балету Мариуса Петипа на музыку Петра Чайковского, мир затаил дыхание в ожидании чуда.

Старая сказка Гофмана "Щелкунчик" — безупречный пример романтичной готики. Её можно сравнить со стеклянным шаром, в котором медленно падает снег. Нежная мрачность этой истории уводит в мир фантазий и первой подростковой любви серпантиновыми дорожками хрустальной ясности. В ней до сих пор возможно ощутить подлинное волшебство — именно таким многим казался в детстве Новый год. Это ли не заманчивый повод перенести всю эту мандариново-марципановую элегию на экран, озвучив её той же бессмертной музыкой в аранжировках Эдуарда Артемьева?

Но мы живем в мире, где коммерция давно заменяет людям здравый смысл. Чтобы привлечь в кинотеатры публику разных лет, было задумано изменить возраст главных героев — сделать их маленькими детьми, но при этом наделить способностью выражать свои нехитрые мысли подростковым сленгом. Чтобы и тинэйджеры чувствовали себя в кинозале комфортно, узнавая в персонажах самих себя. Для взрослой аудитории подброшена парочка шуток про доктора Фрейда и теорию относительности, и самое главное — аллюзия на Холокост.

В начале прошлого века в славном городе Вене живет зажиточная семья — малохольный отец, мать-певица и пара малолетних детей — Мэри и Макс. Накануне Рождества к ним в гости приходит дядя Альберт — за фигурой подчёркнуто выраженного еврея с манерой речи в стиле Бубы Касторского мы угадываем самого Эйнштейна. Он дарит ребятишкам роскошный кукольный дом и деревянную игрушку, похожую на недоделанного Пиноккио. Созданный, безусловно, на радость людям, мальчик-кукла Щелкунчик не только ловко раскалывает орешки, но и обладает умением оживать по ночам. И болтать как современный подросток — наглым тоном деревянный уродец требует, чтобы к нему обращались не иначе как "NC". Гофман пришёл бы в ужас от этого странного гибрида рэп-культуры и карабасовского кукольного балагана.

Заворожённая общением с диковинным человечком Мэри обнаруживает, что и сама стала ростом с небольшую игрушку — сработала песенка дяди, мол, всё в нашем мире относительно. И вот новоявленный друг берёт девочку за руку и ведёт её навстречу удивительным приключениям. Ведь Щелкунчик — не кто иной, как заколдованный принц, чей город захватили мерзкие крысы и установили там "новый мировой порядок". Момент оккупации решён с намёком на "Войну миров" Спилберга. Цивилизованное общество оказалось в тисках тоталитарной машины. Люди днём и ночью вкалывают на рудниках, а детские игрушки сжигаются в специальных крематориях. Мэри решает помочь другу вернуть утраченную власть, и в компании оживших кукол — рыжего клоуна, барабанщика-негритёнка и пожилого шимпанзе в костюмчике — вступает в схватку с Крысиным Королем и его престарелой мамашей.
Эйнштейн и Фрейд в одночасье меркнут перед чудовищной визуализацией гофмановских фантазий. Крысиный Король загримирован под Гитлера, говорит голосом Киркорова (певец озвучил героя не только в музыкальных номерах), а его сподручные грызуны выряжены в стилизованные нацистские шинели и каски. Эстетика стимпанка вгрызается в рождественские мотивы похлеще самых острых зубов многочисленной серой братии. С каждой минутой экранного времени дикость набирает обороты. Для примера представьте себе новую экранизацию истории Джекила и Хайда, в которой добрый доктор периодически превращается в лидера нацистов, — абсурд налицо.

Но самое страшное в восприятии этой ленты — это песни, находящиеся, мягко говоря, за пределами добра и зла. За такое отношение к Чайковскому необходимо вводить жёсткие карательные меры, он-то в чём виноват? Маленькая Эль Фаннинг, играющая Мэри, — единственно приятное существо на экране. Скорей всего, потому, что в силу возраста искренне верит происходящему. Но и её присутствие не спасает зрителей от крысиного яда, изливаемого на них щедрой авторской рукой. К примеру, современная халтура под названием 3D — объёмное изображение — оправдано лишь в паре-тройке сцен. В остальных случаях вызывает откровенную головную боль. А контраст между ёлочным великолепием снежных чудес и стимпанковскими крысиными бегами слишком режет глаз для доброй рождественской сказки.
Сложно назвать фильм последних лет, который повергал бы зрителя в эмоциональный коллапс такой бездонной глубины. Если бы это преступление против мировой культуры оказалось перформансом радикального художника, ненавидящего публику и решившего устроить ей свой личный маленький холокост, — в этом был бы стиль, точечный удар по тем, кто не оценил как должно предыдущие творения мастера. И возможно, вызвал бы уважение.

Но пресс-конференция с режиссером доказала обратное. Кончаловский долго и, похоже, совершенно искренне говорил о том, что хотел снять семейное кино на стыке Гофмана и Чайковского. Кино, способное пережить не одно поколение детей. Ссылался на свои ориентиры, мило вспоминал, как, будучи малышом, смотрел в 1946 году черно-белую версию "Бэмби". Упоминал "Мэри Поппинс", "Волшебника из страны Оз" и "Короля Льва". Не сказал только об одном. По воле рока так случилось, иль это нрав у нас таков, но "Щелкунчик" получился реальным антиподом вышеперечисленных фильмов, и ему вряд ли светит когда-нибудь встать с ними в один ряд. Разве что на полке совсем уже рёхнутого синефила.
90 млн. долларов бюджета, выданные режиссёру одним из российских банков и потраченные целиком за границей… сумма более чем внушительная. Особенно, если вспомнить, что на другой "гигантский колосс" российского кинопроизводства под названием "Утомлённые солнцем-2" было ухлопано 30 миллионов евро. Но на фоне "Щелкунчика" "великое кино о великой войне" выглядит примером просто безукоризненного художественного вкуса. А "Обитаемый остров" Фёдора Бондарчука — страшно подумать — оплотом здравого смысла и визуального благополучия. Так что "снять праздничную светлую картину для всех" режиссёру оказалось "не по зубам" — чересчур много внутренних демонов выпущено на волю. Орешек оказался слишком твёрд. Гораздо безопаснее не выходить за рамки телевизионных программ и спокойно вкушать кулинарные шедевры своей жены в безобидной передаче "Едите дома".

1.0x