Авторский блог Анастасия Белокурова 03:00 8 декабря 2010

ГУЛЯЙ-ПОЕЗД

№ 49 (890) ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Анастасия Белокурова
ГУЛЯЙ-ПОЕЗД

"Неуправляемый" (Unstoppable, США, 2010, режиссер — Тони Скотт, в ролях — Дензел Вашингтон, Крис Пайн, Кевин Данн, Этан Сапли, Розарио Доусон).
Американский режиссёр Тони Скотт пристрастился... к рельсам. Блестящая колея заворожила автора "Голода" и "Настоящей любви", загипнотизировала его стальным совершенством линий. Увела за предел. Как кокаиновая дорожка. Иначе как объяснить, что после его недавних "Опасных пассажиров поезда 123" (2009) на экраны уже в этом году вышел "Неуправляемый". Очередной фильм о локомотивах. Но уже не о скромно порыкивающих экспрессах в темноте нью-йоркского метрополитена, а о почти самостоятельно вырывающихся из депо многосоставных гигантах.
При этом картина основана на реальных событиях. В 2001 году, в городе Толедо, штат Огайо, один из поездов местного депо оказался без управления и проехал не одну сотню миль, прежде чем его сумели остановить. На его борту, правда, не было токсичных отходов — этот ход для большего устрашения добавил в свое кино лично Скотт. Ранее в фильмах подобного рода в качестве врагов человека и его стального товарища чаще всего фигурировала зловещая фигура террориста — даже в "Опасных пассажирах поезда 123" мы видим тот же штамп. Или можно вспомнить японскую ленту "109-й идет без остановки" (1975) с пронзительным Кеном Такакурой в роли не лишенного благородства, отчаявшегося организатора преступления — фильм даже каким-то чудом прилетел в советский прокат.
В новой же постановке Скотт делает невероятный для себя кульбит — он возвращается к американским фильмам-катастрофам 70-х, жанру напряженно-динамичного действия, где мужская работа по спасению общества доверялась обычно Чарльтону Хестону или Стиву Маккуину. Невероятным данный кульбит назван потому, что ветеран кино слишком полюбил в последнее время невыносимый для глаз мельтешащий монтаж — достаточно глянуть одну только картину "Домино", чтобы расхотеть смотреть фильмы этого режиссёра в ближайшем будущем.
И вот нежданное чудо — вместо ужаса новых технологий, использованных с дурным вкусом и странным ажиотажем вокруг их постоянного применения, "Неуправляемый" следует всем необходимым стандартам прошлой эпохи. В сценарии также нет ничего освежающего. Впрочем, подобное кино — стремительное, быстрое — и не должно содержать в себе никаких нововведений. В любом случае мир должен быть спасён. Как говорится, матч состоится в любую погоду.
В начале фильма мы видим, как молодой машинист Уилл (Крис Пайн) прибывает на новое место службы в железнодорожное депо Пенсильвании и становится напарником афроамериканца в летах, его зовут Фрэнк (Дензел Вашингтон). В первый же день совместной работы мужчины сначала мягко выясняют отношения (и тот, и другой испытывают серьезные проблемы в семье), а затем оказываются втянуты в смертельно опасный переплёт. По халатности нерадивого машиниста поезд под номером 777, в вагонах которого 30 тысяч тонн токсичных отходов, отправляется в путь самостоятельно. И несётся по штату без руля и ветрил. Если сорвавшийся с тормозов состав достигнет города Скрентона, он рискует сойти с рельс на повороте, упасть с моста и учинить большой "бум". С радиусом в 60 километров. Ясное дело, мы сразу же понимаем, что остановят свихнувшийся локомотив наши парни. А Пенсильвания будет следить за развитием событий со слезами на многочисленных глазах с разным разрезом.
Ситуация знакомая, развитие событий идёт своим чередом — всё это посещало экраны десятки раз и было проиллюстрировано и старыми, и новыми методами киносъёмки. Но как мы уже упоминали выше, Тони Скотт решил отказаться не только от "бешеного" монтажа, но и от компьютерной графики. Поставить сцены, как говорится, "вживую". И то, что на этот раз режиссёр не создаёт ничего принципиально нового, прекрасно укладывается в схему. Скорый поезд, несущийся поперёк рельсов, уместен только в яростных песнях Алексея Фомина.
Сами же герои, хоть и пытаются предстать перед зрителем неудачниками, скучными трудоголиками, предпочитающими работу семье, всё равно списаны с тех самых крутых ребят, что крутили баранки грузовиков в знаменитом "Конвое" (1978) Сэма Пекинпа. Разве что теперь они менее харизматичные, ординарные — одним словом, наши с вами современники. Мир, к сожалению, не стоит на месте. В нём больше не осталось полубогов.
А вот с машинами дела обстоят лучше. В "Неуправляемом" техника куда интереснее людей. Настоящие, реальные поезда — железные монстры на службе у человечества — здесь куда более ощутимые герои повествования, чем недавние "звери-паровозы" в диком фильме Алексея Учителя "Край". Звук, с которым неподконтрольный состав мчится сквозь пенсильванские равнины, скорее схож с ревом первобытного чудовища — этакая мистическая машина, передающая привет Стивену Спилбергу времен "Дуэли" (1978). В таком антураже душевные переживания "настоящих мужиков" кажутся мышиной возней на фоне вечности. Тони Скотт сам явно симпатизирует 777-му: удел локомотива быть просто остановленным, а не спущенным под откос в безопасном месте. Красивое механическое существо не должно быть уничтожено из-за глупости толстяка-машиниста, который впоследствии будет уволен и отправится торговать фаст-фудом.
Конечно, перед нами сказка. И пусть это слишком по-американски — решать личные проблемы посредством подвига, но "Неуправляемый" и не претендует на философскую драму. Это подростковое кино в чистом виде. Претензии на высказывание о жизни и её смысле заботливо оставлены другим режиссёрам. При этом "Неуправляемый" — даже не Эммерих, у которого под откос летит вообще вся планета, и который способен убедить зрителя увидеть в этом лишь сногсшибательное зрелище, порой в ущерб всякой логике.
В детстве советские подростки откровенно скучали на вдумчиво-трогательной первой серии "Экипажа" Александра Митты. Зато на второй серии, когда на экране развернулся не свойственный нашему кино взрывоопасный экшн, отрывались по полной. "Неуправляемый" — одна сплошная вторая серия фильма "Экипаж". Но еще более облегчённая. Наивно-зрелищная. Напряжение, скорость и драйв присутствуют. Примитивное, но действенное удовольствие гарантировано. Стоит ли ожидать чего-то иного от картины, в которой поезд сравнивают с бурундуком?
Напомним, что для взрослых, серьёзных ценителей фильмов-катастроф существует фильм "На берегу" (1959) Стэнли Крамера. Тот редкий, но достоверный случай, когда никто никуда не мчится, ничего не взрывается, а многочисленные персонажи мало походят на героев боевиков. Каждому — своё. Иллюзия продолжается, и это главное.

1.0x