Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 1 декабря 2010

МУЗОН

№ 48 (889) ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
МУЗОН

Фронт Радикального Искусства & Shiva's Disco. "Путь киновари", 2010.
Несмотря на изощрённую оболочку и претензию на сложность, современный нам мир предельно упрощается, структурируется в нечто неприятное, некрасивое, примитивное. Всё это порой напоминает прошлые иерархии, но вывернутые наизнанку, взятые в пародийном ключе. Внутри этого однообразного пейзажа, организма, сведённого к пищеварительной системе, возникают "тромбы", "сгустки", в которых происходит иная, неподконтрольная жизнь. В сообщества, стаи сбиваются даже поэты.
Одну из любопытнейших пластинок уходящего года как раз выдало подобное объединение нонконформистов. "Проект, задуманный в конце 90-х как литературное объединение, со временем трансформировался в музыкально-поэтическую формацию, заплутавшую меж индустриальным кабаре, алхимическим декамероном, энигматикой и эзотерической дискотекой. В депрессивно-танцевальном саунде проекта затейливо сосуществуют dark-folk и IDM, psychodelic rock и noise, минимализм и этника… Под стать и инструментарий: живое электричество и электронные сэмплы соседствуют со звучанием флейты, варгана, иранского тара, горловым пением и т.д.
Но все же алкагестом этого эклектичного варева остается поэзия — от сюрреалистических фантазий транзитом из Поднебесной до кунштюков постмодерна, от экзистенциальных зарисовок до барочной лирики, — гласит самоопределение официального сообщества Ф.Р.И. "В Контакте".
Довольно яркое впечатление производят публичные выступления Фронта, которые и концертами назвать, пожалуй, нельзя. Скорее это возникающие неподконтрольные пространства, в которых интуиции, музыка, стихи, элементы театра вращаются в некоей единой мистерии. Потому свидетелями выступлений Ф.Р.И. можно стать как на андеграундных музыкальных фестивалях, так и в литературных салонах или на презентациях нонконформистских изданий, вроде журнала "Иначе".
В нынешнем составе Ф.Р.И. полтора десятка соратников, почти все отметились на пластинке "Путь Киновари" в качестве авторов, музыкантов или исполнителей. Причём взгляды и интересы каждого из участников Ф.Р.И. нельзя однозначно привести к общему знаменателю — видимо, достаточно согласия по ключевым аспектам и близкой человеческой энергетики. А следы участников формации можно обнаружить повсеместно — от поэтических переводов до групп "Разнузданные волей" и "Окраина" (проект с участием поэта Андрея Родионова). Что такое "радикальное искусство", каковы его параметры, надо будет выяснить у идеологов сообщества, но альбом "Путь киновари" можно слушать и как самодостаточное произведение.
Диск готовился три года, за это время неоднократно изменилась саунд-концепция и состав музыкантов. "Результат: двенадцатитрековая алхимическая сказка "не для всех".
Фронт — традиционно апелляция к большим формам, Ф.Р.И. же — формация полузакрытого характера, здесь хватает того, что обозначается — "для тех, кто играет в эти игры". Впрочем, проблема массовой аудитории точно не интересует участников Ф.Р.И.
Что говорить, если название альбома отсылает к автобиографической книге Юлиуса Эволы и даосским практикам, а в кульминации пластинки звучит текст Эзры Паунда.
Фронт Радикального Искусства востребует множество линий, что некогда находились почти в разных мирах. В каждой программе Ф.Р.И. сталкиваются направления и стили, некогда достаточно далёкие друг от друга, иной раз даже способные вцепиться друг другу в глотки. Но в "диско Шивы" все эти линии сосуществуют достаточно органично. Здесь приемлемо то, что ярче мира, в котором "серый — преобладающий цвет". Тем более Ф.Р.И. никогда не признавал разделение поэзии на авангард и академизм, а в своих культурных святцах одновременно указывал футуристов, экзистенциалистов, мистиков, концептуалистов.
Для Ф.Р.И. не существует отдельно взятых "дарк-фолка", "пост-панка", "амбиента" и.т.д. Есть человек, есть проблема и есть произведение. Тем интереснее, когда за номером вырастает если не доктрина, то осмысленный эстетический и идейный выбор, мировоззрение, мифологема, к которой прислонился поэт, обретая речь.
Как заметил один из лидеров Ф.Р.И. Михаил Красавин: "В одной из своих работ, касаясь темы поэзии, Эвола писал о задаче художника "слышать музыку Вечности", разумеется, не "культурно", а метафизически понятой; т.е. имеющей к объективной действительности то же отношение, что субъект, смотрящий в кривое зеркало, к отражению в этом зеркале. Приоритет Вечности исключает социальную и культурную актуализацию и сентиментальный субъективизм… Не нам судить, преуспели ли мы, проводя коллективного лирического героя через освобождение от комплексов и фетишей современности и индивидуальности к летовской "калитке в Пустоте", — присвоить себе такую заслугу было б самонадеянно и пошло.
Поэтому "сюжетную" композицию альбома заключает трек на стихи Э. Паунда, знавшего точно: в том, чтобы писать о существующем, нет ни удовольствия, ни смысла. Тратить "ослепительный шанс" человеческой жизни на поэзию можно в одном только случае — если пишешь о том, чего нет…"

1.0x