Несмотря на почти полное отсутствие рекламы, российско-белорусский фильм "Брестская крепость" успешно стартовал в прокате. Только в первый уик-энд картину посмотрели свыше 360 тысяч человек, большей части которых она пришлась по душе. Их можно понять. На экране не появились ни штрафбатовцы, закидывающие "Тигры" банками американской тушёнки, ни вурдалаки-особисты, расстреливающие штрафников в спину из противотанковых пушек, ни безумный Сталин, насилующий еврейских девственниц на осквернённых алтарях русских церквей. На фоне мерзости, которая до сих пор правит бал в российском кино о Великой Отечественной войне, добротный фильм, снятый в старомодно-советском стиле, казался глотком свежего воздуха.
Создатели принимали поздравления, но в их многочисленных интервью постоянно проскальзывали нотки обиды. Оказалось, что изначально фильм должен быть совсем иным, но партнёры из братской Белоруссии помешали реализовать грандиозные замыслы! "Целый круг проблем с нашими братьями. — Жаловался бывший шоумен, а ныне продюсер "Брестской крепости" и председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников. — Мы бодались с белорусами и по сценарию, и по правам". "Битва за Брестскую крепость — 2", получается так?" — с иронией спросил Угольникова корреспондент РСН. "Ну да" — Гордо ответил пан председатель, словно намекая слушателем, что биться с белорусскими партнёрами за сценарий ему было не менее тяжело, чем комиссару Ефиму Фомину и майору Петру Гаврилову с гитлеровскими оккупантами.
"Множество фактов, которые были не проверены, которые мы очень хотели вставить в картину, просто не вошли, — вторил боссу в интервью "Радио Свобода" другой продюсер Евгений Айзикович. — Мы так устали от борьбы с белорусской стороной, что уже шли на всё". По словам Айзиковича белорусы потребовали убрать из сценария "эпизод с психической атакой чеченцев". "Это был один из таких голливудских эпизодов... — пояснил продюсер. — Когда убили командира чеченского подразделения, они бросились в атаку, и часть их прорвалась".
"Последний герой Брестской крепости тоже был чеченец, — уточнил в газете "Трибуна" режиссёр "Брестской крепости" Александр Котт. — Я читал у немцев в документах, что в сентябре они нашли чёрного обросшего человека с чеченским именем…" Уточнять имя "чёрного человека" и название документа, режиссёр благоразумно не стал. Зато подчеркнул, что когда немцы штурмовали крепость в 1939 году, польский гарнизон держался целых две недели, а не три дня, как в реальности. Впрочем, чего-то подобного и стоило ожидать. Ещё в снятом по роману Валентина Пикуля сериале "Караван PQ -17", Котт особо отметил заполярные подвиги польского флота, в реале сведённого в основном к подлодке "Ястжеб", не утопившей ни одного вражеского судна и погибшей под огнём британских союзников.
Подробнее всего чеченскую тему развил сам Угольников во время пресс-показа картины в Минске перед делегацией российских журналистов. Я услышал, что в крепости дислоцировался укомплектованный ингушами и чеченцами 145-й полк НКВД, поставленный охранять немецких пленных, которых должны были взять в плен в ходе планируемого Сталиным вторжения в Европу. Когда же Гитлер напал первым, полк объявил ему джихад, и, атаковав немцев с одними сапёрными лопатками и бородами, героически погиб.
На самом деле 145-й полк НКВД был сформирован в 1942 году, а в крепости стоял 132-й батальон, сформированный в основном из бойцов славянского происхождения.
Директора мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" Валерия Губаренко, руководителя киностудии "Беларусьфильм" Владимира Заметалина и белорусских ветеранов, идеи гитлеровского министра пропаганды Йозефа Геббельса и советского перебежчика Владимира Резуна не вдохновили. От Угольникова потребовали изменить сценарий, причём, по словам Заметалина, "в процесс создания фильма вынужден был вмешаться даже президент Лукашенко" ("Комсомольская правда", 2008.06.10).
Новый сценарий написал белорусский драматург Алексей Дударев и зрители не увидели на экране даже привычных зверств кровавой гэбни. Мало того: её единственный представитель — лейтенант Вайнштейн оказался не только симпатичным мужиком, но и мастером своего дела. Эпизод, где он за одну минуту под артиллерийским огнём раскалывает немецкого диверсанта, удался на славу и совсем не походил на поведение подчинённых товарища Берии в "Караване PQ-17". Там лубянские изверги заставляли мурманских баб грузить ящики с золотом для оплаты американских поставок. А когда те, случайно разбили ящик и увидели слитки, гарцующий по причалу на белом коне чекист велел всех расстрелять. У Пикуля ничего подобного не было, но поскольку он умер до начала съёмок и не мог стукнуть ретивых киношников по волосатым ручонкам, душещипательную сценку успешно вставили. Зато рассуждения Валентина Саввича о том, что британцы сознательно подставили караван под удар авиации и подлодок врага, бесследно улетучились.
В "Брестской крепости" подобный номер не прошёл, и пришлось удовлетвориться мелким враньём. В начале фильма Вайнштейн назвал гитлеровскую Германию союзником СССР, а в конце зрителям сообщили, что майор Гаврилов после освобождения из плена был репрессирован. На самом деле ни один договор между Сталиным и Гитлером не предусматривал союзных отношений, а Петра Михайловича в 1945 году отправили руководить лагерем для японских военнопленных. То, что его много лет не восстанавливали в партии, и не представляли к званию Героя Советского Союза, жестоко и несправедливо, но репрессиями не является.
Любителям разоблачений проклятого прошлого остаётся надеяться, что в авторской версии, запланированной для показа по российскому телевидению, они увидят и бериевских палачей, и чеченских джигитов, разрубающих танки сапёрными лопатками. Не зря же сам Дмитрий Анатольевич Медведев призывает активнее разоблачать Сталина, а Владимир Владимирович Путин, выступая на форуме "Россия на рубеже веков: надежды и реалии", заявил, что чеченцев в Брестской крепости было не от силы несколько десятков как в реальности, а почти треть гарнизона, то есть не менее 2500 человек!
Пока же остаётся только ворчать и переругиваться с белорусами по финансовым вопросам. Если верить сообщениям в интернете, те постоянно контролировали расходы, чем изрядно огорчили российских киношников, традиционно желающих подзаработать на попиле бюджета. Удастся ли им взять реванш на выручке с проката, пока непонятно. По информации Владимира Заметалина, Угольников так составил договор, что вложив в картину 4 миллиона долларов белорусская сторона не получает ни копейки от проката. Минск это не устроило, договор завис и картину до сих пор в Белоруссии не показывают. Что вызывает не самые приятные параллели с длящимся уже второе десятилетие строительством нашего Союзного государства.
// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e // t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e