Пожалуй, ни одно народное начинание не было так поддержано государством, как возрождение казачества. На всех уровнях власти так или иначе, удачно или не совсем, но содействовали становлению и развитию этой воинской касты — защитницы русских рубежей. На сегодняшний день в России около семи миллионов человек причисляют себя к казакам. Это данные 2010 года, а когда-то, в 2002 году, согласно Всероссийской переписи населения, казаками назвали себя всего 140 028 человек. Думаю, цифры демонстрируют рост народного самосознания — за эти годы многие, в том числе благодаря позитивной деятельности патриотических СМИ, осознали себя частью казачества, поняли, что этим можно и нужно гордиться. Нельзя не отдать должное и Церкви, которая взаимодействует с казачьими сообществами, солидарна с их работой на благо Родины.
В январе 2009 года был даже создан Совет по делам казачества при Президенте РФ. Интересно, что в этой организации — тринадцать профильных комиссий, каждую из которых возглавляет заместитель министра определённого ведомства, заинтересованный в сотрудничестве с казаками. Например, представители Министерств культуры, сельского хозяйства, природных ресурсов и экологии, спорта, туризма и молодёжной политики.
Справедливо то, что в рамках национального проекта в области образования уделено внимание юным казакам — для них создаются кадетские корпуса, казачьи классы в обычных школах, детские лагеря, где учащимся будут прививать любовь к Родине, готовность и умение защищать её с оружием в руках, гордость за славную судьбу предков. Здесь молодёжь готовят к службе в армии, знакомят с историей и традициями, формируют её моральный облик. Скоро Российскую армию пополнят казачьи части, в каждую из которых будут набирать молодёжь из соответствующего казачьего войска. Председатель Совета Александр Беглов говорит следующее: "Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых "нереестровых" общественных казачьих организаций — более 600 тысяч... В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников".
Исходя из интересов населения, казаки активно содействуют решению проблем своих земляков. Например, всё более заметную роль в охране правопорядка выполняют казачьи дружины. Сайт МВД информирует: "Только в июне при участии казаков в Ростове-на-Дону было раскрыто 49 преступлений. За месяц казачьи дружинники провели в Ростове-на-Дону 1405 проверок паспортного режима, приняли участие совместно с сотрудниками милиции в 83 рейдах и 15 спецмероприятиях, задержали восемь человек за сбыт наркотических средств и три человека — за совершение грабежей. В течение июня дружинники ростовской МКД также изъяли из незаконного оборота 230 гр наркотических средств и контрафактную продукцию на общую сумму 79 тысяч рублей". Всего же с начала года с помощью казачьих дружинников в Ростове-на-Дону было раскрыто 268 преступлений...
В Краснодарском крае казаки также сотрудничают с милицией, участвуют в защите экологии, борются с распространением наркотиков, служат на границе.
В Рязани уделяют большое внимание спортивной подготовке учащихся, устраивают соревнования по стрельбе из огнестрельного оружия и лука, военные смотры и парады. В Серпухове казаки провели ряд спортивных мероприятий и субботников. Они же обустроили памятник Дмитрию Донскому в Турове, участвовали в крестных ходах, в охране Патриарха Кирилла, в Ассамблее народов Подмосковья, занимались благотворительностью, посещая и делая подарки пациентам детской больницы. В Тюмени казаки принимают активное участие в деятельности фонда имени Ермака Тимофеевича. Фонд создан по инициативе священства и епархии Тюменской области, местного союза казаков, исследовательского центра Тюменского государственного университета, изучающего тему казачества "от Ермака до наших дней". В планах фонда — установка памятника Ермаку. Также здесь действует ансамбль "Тюмень казачья". А летом казачьи патрули обеспечивают безопасность отдыхающих.
В Волгограде и Волжском казаки охраняют учебные заведения и садоводческие общества, преподают в некоторых школах уроки истории Отечества и традиций, а также историю религии и военно-патриотическую подготовку. Организуют хоры и этнические кружки, спортивные секции по боевой и военной подготовке, семейный отдых на турбазах. Ведут конное патрулирование. В июне сего года в Волгограде под эгидой ВКО "Всевеликое Войско Донское" прошёл первый подростковый конкурс на звание лучшего молодого атамана России — "Кому из нас атаманом быть?". В мероприятии принимали участие 14—16-летние казаки из шести регионов.
В Воронежской области дружины Северо-Донского казачьего округа оберегали лес от поджогов, а сгоревшие сёла — от мародёров, ведь уцелевшими остатками имущества пытались поживиться бродяги и наркоманы.
На Северном Кавказе, где сегодня много сложных проблем, казачество могло бы стать одним из гарантов политической стабильности. Недавно в Северной Осетии к защите государственной границы наряду с пограничниками приступили казачьи отряды. По двадцать добровольцев представили казачьи дружины четырёх районов. Перед несением службы парни прошли обучение на погранзаставах. По сообщению агентства "Интерфакс-Юг", в республиках Северного Кавказа могут быть созданы центры казачьей культуры. Также на совещании комиссии по культуре Совета по делам казачества было принято решение о формировании раздела по казачеству в программе "Культура России" на 2011—15 годы. Так что казаков сейчас можно справедливо считать одной из самых активных частей российского общества....
Всё больше на Руси ансамблей, поющих казачьи песни. В одном только Краснодарском крае таких более шестисот, а профессиональных, известных на международном уровне, в РФ — больше двадцати. Журнал "Казаки" перечисляет некоторые из них: "Государственный академический Кубанский казачий хор — старейший творческий казачий коллектив, имеющий 200-летнюю историю (Краснодар); Государственный ансамбль "Казачий круг" (Москва); Государственный ансамбль песни и танца донских казаков (Ростов-на-Дону); Государственный ансамбль песни и танца "Ставрополье"; Государственный ансамбль песни и танца "Казаки России" (Липецк); Государственный ансамбль песни и пляски терских казаков (Нальчик); Ансамбль песни и пляски "Забайкальские казаки" (Чита); Государственный ансамбль "Казачья воля" и Государственный ансамбль российского казачества "Казачий курень" (Волгоград)".
Я лично могу отметить творчество рок-группы "Ас Вентура" и проект "Донская романтика", записавший альбом на стихи казачьих поэтов-изгнанников — П.Полякова, Н.Туроверова, М.Попова. Но не только музыкальные коллективы представляют казачью культуру. В Волгограде действует Государственный Донской казачий театр, в его репертуаре — исторические драмы, сказки, комедии. Это один из первых профессиональных театральных коллективов современной России, чьё творчество посвящено исторической судьбе и повседневной жизни казачества. С давних пор казачий театр есть и в Новочеркасске.
Собирая информацию для материала, не могла не поинтересоваться, как обстоят дела в далёком от столицы, но родном мне степном краю на границе Саратовской и Тамбовской областей. В станице Мучкапской над рекой Вороной, где в 2001 году по инициативе В.М.Репина, редактора местной "районки", была создана общественная организация — Северо-Хоперский казачий округ, вошедший в состав МСОО "Всевеликое Войско Донское". Один из авторитетных казаков рассказывает: "В нашей организации более 120 человек. Станичный атаман — Александр Будаев. За это время нами восстановлен Святой источник в селе Шапкино, там же строится колокольня. Четвёртый год в рамках празднования Дня независимости проводятся скачки на местном ипподроме. Во время религиозных праздников обеспечиваем охрану правопорядка. Проводим воспитательные беседы с учащимися".
Я напомнила, как прежний атаман мечтал о создании рыбоводческого хозяйства. Мой знакомый с горечью ответил, что об этом пришлось забыть — есть определённые трудности с финансированием, так как государство ориентировано на реестровых казаков. Патрулирование совместно с милицией тоже под вопросом, и опять же потому, что местная организация — нереестровая... После этого разговора я не могла не задуматься о том, что за внешней стороной отрадной картины созидания и развития, которую демонстрирует пресса, кроется ряд проблем, встающих на пути казачьего движения.
Одна из самых острых тем — деление казаков на реестровых и нереестровых. Оно имеет положительный аспект, но больше отрицательных. С одной стороны, реестровые казаки имеют возможность стать элитой Российской армии, потому что героизм у них в крови, и государство не зря выделяет средства на создание казачьих кадетских корпусов и школ. С другой, все, кто состоит в нереестровых организациях, ощутили себя отброшенными на обочину.
В подтверждение смотрим сайт Союза казаков России. Полномочный представитель Президента РФ в СКФО Хлопонин говорит: "Никакому общественному казаку награды никогда не вручат, форму он никогда не получит. И если он, как клоун, будет наряжаться, то это его личные проблемы. Я никогда не буду общаться с нереестровыми казаками. Патриарх наш Кирилл таких вот самодеятельных казаков может предать анафеме. И жёстче наказание трудно себе представить".
Короче, если ты не в реестровой организации, то — враг государства, даже если твои предки служили Отечеству из поколения в поколение. Как иначе понимать такое заявление чиновника?
А тут ещё и запрет на ношение оружия для "общественных" казаков… Реестровые и нереестровые обвиняют друг друга. Одни называют других ряжеными, а в ответ слышат: "Вы служите ради денег".
Вопрос землепользования тоже актуален. Казаки ратуют за узаконенное общинное землепользование, традиционное для них, за "войсковой земельный фонд", когда земля не может быть продана и потеряна для казачества. Переживают, что всё им выделяют "глину да буераки", порой только для галочки в отчёте. Обиды порождают желание обособиться от государства, которое не ценит своих граждан. Часть казаков лелеет идею независимости — от автономной области до суверенного "казачьего" государства. В Сети можно найти проект конституции страны Казакия. Только вот вряд ли в расколотой на отдельные карликовые государства России будет житься спокойней.
В казачьей среде, издавна славящейся бунтарским свободолюбием, к начинаниям власти всегда относились критически. Должно было пройти время, чтобы казаки оценили тот или иной её проект одобрительно. Формирование казачьих частей одни принимают с восторгом, другие же возражают: "Хотите, чтобы наши дети шли защищать интересы олигархов или разгоняли демонстрации?"
То, что присвоение высших чинов казачества отныне должно согласовываться с правительственными чиновниками, тоже принимается неоднозначно. Кто-то видит в этом естественное выстраивание государственной иерархии, кто-то — диктат свыше.
Тем, от кого это зависит, не стоит унижать казачью гордость, создавая отличия одной части казаков от другой, балуя одних льготами и выгодными нововведениями, а других почитая за массовку или клуб по интересам. Духовная сила казачества вернула из небытия этот легендарную касту воинов во всём великолепии ее богатой культуры, мятежной любви к воле и правде, преданности вере и долгу. Казаки по собственному выбору вновь стали достойными защитниками Российского государства. И их выбор нужно уважать.