Авторский блог Ирина Батчикова 03:00 10 ноября 2010

ОТЗОВИСЬ, ГОСПОДИ!

№ 45 (886) ОТ 10 НОЯБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Ирина Батчикова
ОТЗОВИСЬ, ГОСПОДИ!

Информационный вихрь, возникший вокруг Свято-Боголюбской обители, за минувшую неделю не только не утих, но закрутился с ужасающей силой. В этот вихрь, как в воронку, вовлекаются всё новые и новые силы, в его недрах возникают самые неожиданные повороты первоначального сюжета.
C самого начала была ясно: информационная война против монастыря носит выверенный, целенаправленный и планомерный характер. После "девятого вала" телевизионных сюжетов на тему Боголюбова становится очевидным — война ведется не просто "против", но на уничтожение. Её конечная цель — упразднение существующей обители.
Для стороннего наблюдателя самым важным, самым актуальным вопросом становится: "Кто и зачем "заказал" Боголюбово?"
На сей счет существует целый каскад представлений.
Согласно одной из версий, этот чудовищный пропагандистский шквал запустила одна влиятельная супружеская пара, чья единственная совершеннолетняя дочь покинула отчий дом, дабы уйти из мирской жизни и принять постриг в Боголюбове. Известно, что мать этой девушки в припадке ярости публично поклялась потратить все свои силы и деньги на месть, пообещав, что от монастыря "не останется камня на камне".
Другая версия изложена в , вышедшей в эфир 28 октября.
На информационно-правовом портале "Человек и закон" (chelovekizakon.ru) читаем следующее: "Программа проводит собственное расследование, чтобы выяснить, что на самом деле происходило и происходит за стенами монастыря. Выяснилось следующее. Сбежавшие из приюта при Свято-Боголюбовском монастыре девочки много говорили об истязаниях. Мол, воспитанников заставляют стоять за проступки коленями на гвоздях; одну девочку наказала монахиня и велела ей съесть стакан соли; другую, якобы воришку, наказали ещё страшнее — сожгли до кости руку и пр. К сожалению, эти обвинения не находят должного подтверждения. Мало того — похоже, скандал затеял (под видом защиты измученных детей) отец Виталий Рысев, директор Суздальской православной школы-пансиона. И сделал он это исключительно и с одной только целью — над ним сгустились тучи (он и на предыдущем месте работы долго не задержался; он пьяница, против него проводилась прокурорская проверка и чуть не возбудили уголовное дело по факту изнасилования, дурная слава директора тенью легла на пансион, к тому же у пансиона до сих пор нет лицензии на образовательную деятельность, учителя слабые, вот в нем и не хотят учиться), и нужно было во что бы то ни стало перевести ситуацию в другое русло. Заставить говорить о чужих проблемах, чтобы на этом фоне забыли про него самого".
Эту версию косвенно подтверждают и блуждающие в Сети ролики с красочными рассказами сельских женщин об изрядных выходках и .
Еще одна версия связывает шум вокруг Боголюбова с проталкиванием так называемой ювенальной юстиции. Поскольку против "ювенальных технологий" выступает боль- шинство верующих, подавить их сопротивление, поставить под удар систему монастырских приютов — вот что дает "ювенальным технологам" постоянная возгонка темы истязаний детей в Боголюбове.
Версия, которая популярна в самом монастыре, связана с прошедшей недавно переписью населения. Дело в том, что монахини, послушницы, трудницы, подсобные рабочие, а также прихожане храмов, благочинная, настоятельница и духов- ник Боголюбского монастыря открыто заявили о своем осмысленном и консолидированном отказе участвовать в означенной переписи. Таким образом, не нарушив ни единый закон (участие в переписи — дело добровольное), монастырь фактически поставил себя вне закона, проявив коллективное, демонстративное неприятие "священных" инициатив российской власти.
В этом году осеннее наступление на обитель отмечено серией статей псевдомировоззренческого характера. Основная мысль этих заметок такова: "Стоит ли удивляться зверству тех, кто почитает Ивана Грозного и Сталина?"
В газете "Татьянин День" вышла статья , полная передергиваний и зловещих намеков, называется: "Сегодня — Боголюбово, завтра — …?" Вот что барышня пишет: "Постоянный аргумент в защиту архимандрита Петра (Кучера), — он ветеран войны. Как будто участие в войне свидетельствует о его непогрешимости. Сакрализация Второй мировой войны и культ победы как религиозного события — также одна из черт идеологии, развиваемой общинами, подобными Боголюбовской. В православной среде эту идеологию принято именовать "диомидовщиной" по имени бывшего Чукотского епископа, лишенного сана в 2008 году. Если предположить, что эту идеологию разделяют в "окормляемых" Кучером силовых структурах, а некоторые факты на это указывают, оказывается, что ситуация весьма опасна. Мифологизация царской России с культом Николая II как "царя-искупителя", соединенная с эсхатологизмом и воспеванием советской власти как "красной монархии" и Сталина как её "идеального воплощения", саботирование государственного законодательства (отказ от паспортов и налогового учета) — всё то, что раньше казалось маргинальным и невежественным, может оказаться реальной политической силой, несущей угрозу существующему государственному устройству".
Однако нападки на Боголюбский монастырь невозможно объяснить чисто земными причинами, вне духовной проблематики. Предлагаем вниманию наших читателей статью Ирины Батчиковой.

Жжёт нас память и мучает совесть —
У кого? У кого она есть.

В.Высоцкий
У М.Е.Салтыкова-Щедрина есть замечательная сказка с символическим названием "Пропала совесть". Право жаль, что наши чиновники от образования редко перечитывают русскую классику, в противном случае не исчезала бы она так стремительно из школьных программ и не заменялась проходными политически ангажированными современными произведениями. Сказка "Пропала совесть" до такой степени злободневна, что трудно поверить, что написана она полтора столетия назад.
"Пропала совесть. По старому толпились люди на улицах и в театрах; по старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. … Люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.
Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие."
Великий писатель использовал форму сказки, но нам сегодняшним нарисованная им "сказочная" картинка представляется до боли реалистичной и узнаваемой. Уже третье десятилетие продолжается разорение некогда могучей державы, третье десятилетие освободившиеся "от последнего ига" "мудрые мира сего", забыв о Боге, продолжают беззастенчиво ее грабить. Взятки, поборы, ложь, обман, воровство стали нормой жизни. Уже выросло новое поколение, предпочитающее нравственным исканиям Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского постмодернизм Сорокина и Ерофеева. В одной московской гимназии ученики седьмого класса не смогли сформулировать хоть какой-нибудь, пусть даже наивный и неумелый ответ на вопрос о том "что такое совесть?". Видимо девиз, провозглашенный лидером одной из либеральных партий перед своими сторонниками: "Больше наглости!", — сегодняшним детям гораздо понятнее. Вечно скребущая сердце обличительница совесть, доставляющая владельцам сплошные моральные мучения, истерзана, затоптана, оплёвана.
В сказке Салтыкова-Щедрина изгнанная совесть долго шаталась по белому свету, перебывала у многих тысяч людей, но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив, только и думал, как бы от неё отделаться. И тогда взмолилась совесть последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке и попросила отыскать для нее маленькое русское дитя. "Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама".
Вот так красиво заканчивается сказка великого русского писателя. А в жизни? Растёт ли вместе с нашими маленькими детьми Совесть? Схоронил ли кто-нибудь ее в их сердцах? Честно говоря, привычная картинка потягивающей пиво молодежи, не стесняющейся сидеть в транспорте перед стоящими рядом стариками-ветеранами, внушает мало оптимизма. Писатель Даниил Гранин даже назвал наше время эпохой убывающей совести. Так ли все безнадежно? К счастью для всех нас, в России сохранились места, где дети растут с внутренним сознанием добра и зла, чувством нравственной ответственности за свое поведение. И оттого глаза их светлы, а сердца открыты.
Таких детей довелось мне увидеть в детском приюте Оптиной пустыни и во время крестного хода в Свято-Боголюбском женском монастыре Владимирской области, том самом монастыре, из приюта которого, по сообщениям либеральных СМИ, постоянно убегали замученные суровыми порядками воспитанницы. Крестный ход в Боголюбове был проведен с молитвой о сохранении и защите обители от наветов вражьих.
Монастырю, заложенному сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого великим князем Андреем, уже более 850 лет. Князь Андрей, получивший прозвище Боголюбский за свое дивное благочестие (он знал наизусть Святцы, построил за свою жизнь свыше 30 храмов и монастырей, среди которых церковь Покрова-на-Нерли, вошедшая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, по его велению была написана одна из первых икон на Руси, названная Боголюбской), был созидателем и устроителем Русской земли. Им было установлено празднование Покрова Богоматери 1 октября (14 октября по новому стилю) в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. За деятельность, направленную на объединение раздробленных русских княжеств в единодержавное государство, князь был вероломно убит заговорщиками. В монастыре сохранилось место его мученической кончины. В Свято-Боголюбском монастыре бывали и молились князь Александр Невский, Иоанн IV, Павел I, Александр I и Александр II, Николай II, многочисленные великие князья, князь Дмитрий Пожарский, легендарный генералиссимус Александр Суворов, сюда приезжали на богомолье Патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Стены монастыря буквально дышат историей. После революции наступили годы запустения, в монастыре бесновались большевики-троцкисты, разоряя храмы, сбрасывая колокола, оскверняя святыни. Восстановление монастыря началось лишь в 1997 году, когда в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер (сейчас их уже 170) и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря. Благодаря их неустанному самоотверженному труду монастырь восстал из руин и сегодня, как и в былые годы, является одним из главных духовных центров Русской земли.
Клеветническая кампания либеральных СМИ против монастыря продолжается уже второй год. Обвинения звучат нелепые: якобы дети занимаются тяжелым физическим трудом с 3 до 22 часов, их заставляли в качестве наказания делать по 1000 поклонов, молиться до двух часов ночи и есть соль стаканами. Несмотря на всю абсурдность и недоказанность подобных обвинений, в дело вовлечены Прокуратура (возбуждено уголовное дело), Общественная палата, Министерство образования, Уполномоченный по правам человека. Год назад все проведенные расследования (работало четыре независимые комиссии) не подтвердили фактов жестокого обращения с детьми, признали условия проживания детей достойными, но за клевету никто не извинился и не ответил. Приют закрыт, но вот теперь — новые обвинения и уголовное дело. Ни для кого не секрет, что за нападками на монастырь стоят сторонники ювенальной юстиции, священники-"модернизаторы Церкви", а также западные фонды, щедро финансирующие антиконституционные ювенальные проекты в России в течение последних десяти лет. На деньги, брошенные на раскрутку клеветнической кампании, можно было помочь многим обездоленным семьям и оказавшимся в беде детям. Но в отличие от оболганного монастыря, давшего приют и достойное образование детям с самого дна жизни, эти "защитники" детей озабочены не реальной помощью детям, а созданием "системы защиты детей" по западному образцу, системе, которая будет неизбежно разрушать семью, православие, Россию. О том, что такое западная ювенальная юстиция, позволяющая отбирать из семьи детей при "нарушении их прав" трактуемых весьма широко, красноречиво свидетельствует формулировка французской ювенальной юстиции, по которой была отнята русская дочь у Натальи Захаровой — "удушающая материнская любовь". Даже "образец" судебного красноречия прокурор А.Вышинский с его трескучей фразеологией и надрывным пафосом не додумался в свое время до подобных перлов.
Почему в центре скандала оказался именно Свято-Боголюбский монастырь и его духовник отец Петр? Во-первых, потому что в раскрутку первого скандала год назад уже были вложены большие деньги, в результате чего Боголюбово — на слуху. Но главное потому, что исторически Боголюбово — духовный центр единодержавного государства. Сегодняшнее Боголюбово — одна из главных цитаделей православия, где денно и нощно радеют о его чистоте. Приезжающих сюда паломников охватывает чувство вечности, незыблемости. Кажется, что пространство и время растворяются в монастырской молитве, и вместе с благоговейным трепетом душа наполняется силой, которой дотоле в себе и не подозревал. Здесь в Боголюбово приходит ощущение уверенности в том, что главное дело России еще впереди, что ей еще предстоит исполнить свое великое предназначение. Это чувство несли в душе все, кто принял участие в совершаемом под колокольный звон крестном ходе. Не было ни аффекта, ни неистовства, но была твердая уверенность в правильности избранного пути и смиренная решимость идти до конца. Двое подростков-участников крестного хода вели между собой разговор, суть которого можно сформулировать одной фразой: "власть приходит и уходит, а Вера была, есть и будет вечно". Радостно было смотреть на лица этих ребят, ибо их глаза говорили о том, что они твердо знают, что есть "добро" и что есть "зло". Растут эти дети, растет в них и Совесть, и это питает веру в возрождение страны.
Сегодня в России деятельностью по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимается почти половина женских и значительное число мужских монастырей Русской Православной Церкви. Попадают в эти монастырские приюты далеко не ангелы, а, как правило, очень трудные дети, которых в буквальном смысле слова подбирают в подвалах и на помойках. Медленно оттаивают души обиженных судьбой ребят, но в подавляющем большинстве случаев из них вырастают достойные и образованные граждане, из которых многие потом покидают монастырские стены. Так, в Свято-Боголюбском монастыре все девочки, пожелавшие покинуть монастырь, поступили в ВУЗы, мальчики становились кадетами Суворовского училища. Раздувая естественные трудности в работе с попавшими в беду детьми и используя инспирированную против Свято-Боголюбского монастыря кампанию, Министерство образования РФ пытается ограничить права религиозных организаций непосредственно осуществлять деятельность по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 31 августа с.г. оно издало письмо №06-364, согласно которому религиозные организации не могут быть отнесены к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, куда в соответствии с Семейным кодексом устраиваются (передаются под надзор) дети, оставшиеся без попечения родителей, и не могут осуществлять функции опекуна (попечителя) в отношении таких детей. Чиновники от образования в упор не видят тех результатов, которых добиваются в воспитании сирот православные монастырские приюты. При этом на деятельность различного рода тоталитарных сект, щедро финансируемых западными фондами, они практически не обращают внимания.
Коррумпированные чиновники, "правозащитники", либеральные писаки возомнившие себя гламурной элитой полагают, что из глубоко презираемого ими безмозглого народа по западным лекалам удастся создать не рассуждающих строителей столь желанного ими капиталистического будущего и стать частью вожделенного Запада. Они хотят, чтобы в молодом поколении был сформирован индивидуализм, эгоизм, жажда наживы любой ценой, готовность ради денег предавать кого угодно и когда угодно, включая своих ближайших родственников и даже Отечество. Православное монастырское образование, утверждающее Веру, формирующее христианскую Нравственность и Мораль, защищающее молодежь от влияния ксюш собчак и ей подобных — для них как кость в горле. Лютую ненависть вызывают у них и служители Церкви, подобные духовнику Свято-Боголюбского монастыря архимандриту Петру, одному из самых ярких и самых бескомпромиссных деятелей современного Православия, человеку подвижнической жизни, стоящего непреодолимой преградой на пути "модернизаторов Церкви". Не дает покоя нападающим на отца Петра — ветерана Великой Отечественной войны — и то обстоятельство, что в его келье наряду с иконами и портретами русских царей династии Романовых стоят портреты И.Сталина и Г.Жукова. Для современных потомков троцкистов, питающих какую-то нутряную ненависть как к Русской Православной Церкви, так и к И.Сталину, отец Петр дважды враг.
Протестантско-католическая по своим религиозным истокам и основам, торгашеская, утилитарно-рационалистическая по способу исторического существования цивилизация Запада всегда противостояла православной, византийской по духовным основам цивилизации Руси-России. Какие бы "перезагрузки" отношений ни происходили на разных исторических этапах, Запад всегда относился к России враждебно и постоянно организовывал против нее "крестовые походы". Ничего не изменилось и сейчас, когда "поход" на Россию осуществляется под лозунгами демократии и общечеловеческих ценностей. Первой попыткой осуществить цивилизационный слом Руси руками ее собственной властвующей верхушки были петровские реформы, которые, несмотря на сверхнасилие (в результате петровских реформ население России уменьшилось на четверть!), не смогли искоренить православно-византийские корни. Понимая пагубность духовного рабства перед Западом, отводящего России роль подражателя Европы, народ, к которому столь презрительно относится гламурная "элита", бережно хранил православие, а Петр получил прозвище "царя-антихриста". Как отмечал русский философ и богослов Григорий Флоренский, если Византия жила в православии, то Русь жила православием. Это означает, что Русь изначальная приняла в свое сердце нравственные заповеди, чтобы жить по правде и совести. Если для западного (т.е. протестантско-католического человека) явленная ему Истина была и есть орудие власти над миром, то русский человек относится к смыслам христианской Истины не торгашески, не потребительски, а как к свету, идущему из глубины собственной совести. Совесть — эта великая тайна бытия — образует сердцевину личной и соборной жизни русского человека. Отсюда — жертвенность, подвижничество, святость и чувство вины за царящие в мире насилие и несправедливость.
Нынешнее время ("эпоха убывающей совести") приучает справляться с бунтом совести, с восстанием внутреннего голоса, заставляющего человека поступать вопреки его выгоде, вопреки эгоистическим соображениям. Духовное здоровье народов, их религиозно-историческая самобытность испытывают воздействие чуждых социо-культурных факторов, нового образа жизни, формирующегося под влиянием постиндустриальной реальности. В основе этого образа жизни лежат либеральные идеи, соединившие в себе языческий антропоцентризм, пришедший в европейскую культуру в эпоху Возрождения, протестантское богословие и иудейскую философскую мысль. Эти идеи окончательно оформились на излете эпохи Просвещения в комплекс либеральных принципов. Завершающим актом этой духовно-мировоззренческой инволюции явилась французская революция, в основе которой лежит отказ от нормативного значения Традиции (Предания). Не случайно эта революция началась с Реформации. Предание в протестантизме перестало быть критерием истины, таковым критерием стали личное разумение изучающего Священное Писание и личный религиозный опыт. Протестантизм стал по сути либеральным прочтением христианства. Концепция либерализма покоится на идее освобождения человеческой личности от всего, что понимается ею как ограничение ее воли и ее прав. Тезис свободы личности в принципе не оспаривается православными богословами. Но когда апостол Павел призывает нас к свободе, он говорит о предназначении человека быть свободным во Христе, то есть освобожденным от пут греха. В либерализме же отсутствует само понятие греха. Не случайно отец либерализма Джон Локк сделал себе состояние, торгуя рабами, которых он считал недочеловеками. Либеральная доктрина заключает в себе идею раскрепощения греховного индивидуума, а значит, высвобождение потенциала греха в человеческой личности. Она предполагает, что свободный человек вправе отбросить все, что сковывает его, препятствует ему в утверждении его греховного "Я". Все это — внутреннее дело суверенной, автономной, ни от кого не зависящей личности. В этой части либеральная идея диаметрально противоположна христианству, и ее можно охарактеризовать как антихристианскую. Общество, принимающее идею раскрепощенного торжествующего греха, будет неизбежно обречено на гибель, — так писал в 2000 году митрополит Смоленский и Калининградский, нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Либеральная доктрина, рывок к "свободе" в девяностые годы принесли России колоссальные разрушения и в хозяйстве, и в культуре, привели к демографической катастрофе в мирное время, к развалу систем здравоохранения и образования, к деградации государства. Раскрепощенный торжествующий грех "правил бал" в России в лихие девяностые. Какими глазами смотрят сегодняшние либералы на дела рук своих? Видятся ли им досадные призраки Совести за умерших и нерожденных детей, за стариков, роющихся на помойках, за пьющую и колющуюся молодежь? Рано или поздно обличительница Совесть приходит к каждому человеку. В 1846 г. великий Н.В.Гоголь написал такую "Развязку Ревизора": "Но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба... Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя... вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос".
Сегодня находящиеся у власти либералы предлагают всё те же ориентиры, по которым мы катились вниз в 90-е годы: отказаться от претензий на собственную культурную идентичность и кое-как встроиться в Запад, что означает стать одной из многих стран периферийного капитализма. Это полностью соответствует стратегии глобального "мозгового центра" — дать России спокойно умереть в процессе гниения, а не конвульсий. Главное, "чтобы не забрызгало Запад" — так писали в 1991 году западные щелкоперы. С точки зрения рационального западного человека, воспитанного в категориях причинно-следственных связей, не предполагающих возможности русского чуда, России, построившей жалкий и убогий симулякр западного общества потребления, уже не выбраться из затянутой петли, и её уже ничто не спасет.
У нас один шанс — после блужданий по духовной пустыне вернуться к своим корням. "Какие бы геополитические концепции не рассматривались, генеральная коммуникация на пути социального прогресса проходит не в реальном политическом или экономическом пространстве, а через внутренний мир человека. Нельзя изменить Мир, не изменив себя", — пишет на своем сайте профессор Владимир Дергачев. Исторические события созидаются не на митингах, а в таинственной тиши глубин народного духа. Известная испанская поговорка гласит: "Сон разума рождает чудовищ". Но еще страшнее сон Совести, который в сочетании с возбужденным разумом способен породить печи Бухенвальда и ядерные грибы над Хиросимой и Нагасаки. Дело за тем, чтобы труд Совести и разума породил в нас "безумное стремление" к преображению. Окрепшая Совесть будет уже не робкая и захочет распоряжаться всем сама, не давая разрастаться неправде, коварству и насилию. И тогда подвижнический труд народа преобразит наше Отечество, как сумели поднять из руин свой монастырь за очень короткий срок монахини Свято-Боголюбского монастыря во главе со своим духовником отцом Петром.

1.0x