Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 22 сентября 2010

МУЗОН

НОМЕР 38 (879) 22 СЕНТЯБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
МУЗОН

Пелагея. "Тропы" ("Союз") 2010.
Сингл "Тропы" вышел более года назад, интернет-релиз альбома состоялся в конце 2009 года, официальная пластинка появилась на прилавках ближе к лету. Хорошее время для спокойного отслушивания. Тем более, эти "Тропы" больше интернет-версии почти в два раза — это полноценный двойной альбом, двадцать одна композиция, сто с лишним минут звучания.
"Тропы" — это внушительное этно-полотно, путешествие по русскому миру во множестве его проявлений. Пелагея и "Пелагея" действуют большими масштабами — материала вполне хватило бы на две пластинки с бонусами.
Какие-то вещи вдохновляют и восхищают, какие-то скорее заставляют пожать плечами — дело совсем не в качестве — скорее, стоило ли такой потенциал расходовать именно таким образом?
Жанры и формы можно перечислять — здесь, как бы ни хотелось прямолинейным ревнителям "чистоты", народные песни из репертуара уникальной певицы русского севера Ольги Сергеевой, соседствуют с прямыми отсылами к рок-классике, вплоть до "Eagles", "Nazareth" или "Pink Floyd". "Психоделическая" вариация казачьего гимна "Полно вам, снежочки" и world-music, фолк-поп и этно-рок, околоджазовые темы и небесспорные славянские сюжеты, словно сошедшие с картин художников былинно-фэнтезийного направления. Доселе речь шла за редчайшим исключением об интерпретации народных песен, половина же "Троп" авторского происхождения.
Голос Пелагеи с лёгкостью накрывает совершенно различные сюжеты, жанры, образы. Один из альбомов Тани Булановой носил название "Моё русское сердце". Вот по отношению к Пелагее звучит почти исчерпывающе.
Группа "Пелагея" держится на трёх китах — вокал и харизма Пелагеи, музыкальные интуиции Павла Дешуры, и идейно-продюсерское окормление мамы Пелагеи Светланы Хановой, перу которой принадлежит значительная часть текстов песен пластинки.
С некоторыми аранжировками можно было ещё и подумать. Возможно, и наоборот, несколько "пересидели" на записи.
В идеале это и есть современная отечественная популярная музыка. Проблема в том, что для массового слушателя — всё залито бетоном "фабрики звёзд" и киркорово-пугачёвского клана. И фолк здесь предстаёт в виде "малины" кадышево-бабкинского образца. А новомодное обращение зачастую носит неоднозначный характер. Яркий пример — свежий проект "Нашего радио": "Соль"— наши музыкальные традиции", где почти всё категорически плохо. Оказалось, что патентованные "рокеры" по части понимания никуда не ушли от шансонно-медийных штампов восприятия народной культуры.
Пелагея мыслит, и это принципиально важно. "Уверяю вас, русский фольклор не "белые березки, рябины кудрявые, травушки да муравушки". Мы давно увлекаемся русским фольклором и смеем надеяться, что как-то погрузились в его образную систему. И если нам для творчества понадобится сказочная история (хоть про Колобка), то мы ее расскажем в песне... Мы ограничиваем себя русской темой, но не ограничиваем жанрами и временем. Именно поэтому наш новый альбом более цельный — он строится вокруг нашей с вами "русской" жизни — будь то существование современного человека без "корней" или наша с вами общая мифология. Именно поэтому главным героем колыбельной песни у нас стал Дрёма, милое сказочное существо, без которого, кстати, обходится редкая аутентичная колыбельная. Песня "Полночный Всадник" навеяна старинной славянской легендой о ночном всаднике. "Оборотень-Князь" — "Повестью временных лет", "Словом о полку Игореве" и древнерусскими легендами. Прототипом героя этой песни стал древнерусский князь Всеслав Полоцкий, якобы умевший превращаться в животных. И у этой истории будет продолжение... Мы и дальше будем использовать в своих авторских песнях русскую культурную традицию, в том числе литературную…" (Из пресс-конференции на Lenta.ru)
Да и по части ориентиров у Пелагеи сплошь непререкаемые авторитеты: Сергей Старостин, Инна Желанная, Дмитрий Ревякин, Анжела Манукян.
Важная задача, которую подспудно выполняет "Пелагея" и близкие ей явления: это вывод фольклорной темы из чисто этнографического контекста, введение её в контекст современной музыкальной культуры. Это жизнь, идущая из правремён в будущее. Как некогда говорил Дмитрий Покровский: "Традиционная культура сохранила восприятие человека как живого существа, стоящего в ряду других живых существ, как часть живого мира, которому нельзя приказать. Нельзя солнцу приказать — не вставай, нельзя дереву приказать — расти не сюда. Его можно убить и тогда сделать из него шкаф. Мы сегодня постепенно подходим к такому пониманию человека, то есть не как к предмету для выполнения определённой функции, заданной обществом".
Пелагея уверенно движется по перекрёстку стихий. Она — многолика и изменчива, словно вода, и фундаментальна, как земля. Осознавая, в чём собственная сила, не пытается подчинить "мужские" стихии, но ведёт с ними заинтересованный диалог.
Один знакомый художник как-то признался, что из неведомых женских голосов — больше всего хотел бы услышать легендарный плач Ярославны. Почему-то мне кажется, что у Пелагеи может получиться.

1.0x