Авторский блог Анастасия Белокурова 03:00 22 сентября 2010

ЧЕЛОВЕК БЕЗ ИМЕНИ

НОМЕР 38 (879) 22 СЕНТЯБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Анастасия Белокурова
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ИМЕНИ

"Призрак" (2010, The Ghost, Германия, Франция, Великобритания, режиссёр — Роман Полански, в ролях — Эван МакГрерор, Пирс Броснан, Оливия Уильямс, Ким Кэттролл, Тимоти Хаттон).
"Призрак" — это одно из прозвищ литературного "негра". Человека, чей писательский талант используется в качестве маскировки для сильных мира сего, подчас неспособных составлять слова в правильном порядке. Герой Эвана МакГрегора (не случайно он не назван в этой истории никаким именем) — один из таких специалистов по биографиям и мемуарам, способных из обрывков косноязычных фраз высоких персон сотворить маленькое литературное чудо. И как это принято — остаться в тени. Однажды он получает предложение, от которого не легко отказаться. Британский премьер-министр в отставке Адам Лэнг (Пирс Броснан) решил выпустить книгу своих воспоминаний. Предыдущий "работник пера", записывавший за Лэнгом, был найден в заливе мёртвым — полиция посчитала, что он покончил с собой. Наш герой призван заменить погибшего. Для этого он летит в США, где на одном из пустынных островов близ Нью-Йорка расположен дом Лэнга. Там, вдали от больших городов, проводят время сам Лэнг, его жена Рут и скромный штат прислуги. В ходе работы над книгой герой быстро понимает, что смерть его предшественника была не случайной. И на свою беду начинает расследование.
Политический детектив на арене современности — явление редкое. Крайне слабые, перекроенные на новый лад римейки значимых в прошлом картин "Маньчжурский кандидат" и "Вся президентская рать" не в счёт. Фильмы, которые в семидесятые могли формировать общественное мнение, влиять на эпоху, остались в прошлом вместе с самой эпохой. И если в тридцатые годы Голливуд порождал оптимистические ленты вроде "Мистер Смит едет в Вашингтон" Фрэнка Капры, где маленький человек успешно вступал в битву с системой и выходил из неё победителем, в семидесятые реализм уже побеждал фантазии, пусть и с блеском воплощённые на экране. "Три дня Кондора" (1975) Сиднея Поллока и "Китайский синдром" (1979) Джеймса Бриджеса живописали механизмы, при которых государство переламывало бунтарей-одиночек или, в лучшем случае, оставляло их на обочине жизни, где финальный закадровый выстрел угадывался без дополнительных пояснений. В следующем десятилетии серьёзным политическим кино по инерции занимался только греческий эмигрант Коста-Гаврас — свой главный фильм "Дзета" (1969) он уже пережил. Даже в Италии, где ранее жанр достиг своего расцвета — в творчестве режиссёров Дамиано Дамиани, Джулиано Монтальдо, Франческо Рози, Элио Петри — в кино подобного рода ощущался значительный спад. Достаточно вспомнить телесериал "Спрут" того же Дамиани, где все отработанные ранее схемы эксплуатировались почём зря и только навевали тоску. Разве что у домохозяек появился очередной кумир в лице Микеле Плачидо — незавидная роль для большого актёра, великолепно игравшего в семидесятых.
Ничего нового не сказал нам и Роман Полански в своей последней картине "Призрак". Не потому, что одноимённый роман писателя Роберта Харисса — неподходящая литературная основа для политического триллера. Просто в современном мире не осталось по большому счёту никаких тайн. А если и есть в большой политике нечто неизведанное, состояние общества таково, что ему в большей степени наплевать на очередной Уотергейт — мы живем не во времена Ричарда Никсона. Поэтому исхоженная вдоль и поперёк тропа, приводящая героя в лапы вездесущего ЦРУ, никак не может служить взлётной полосой для прыжка в иные зияющие высоты.
Полански прекрасно понимает, что его новый фильм — отнюдь не политическое разоблачение конторы, про которую и так давно всё ясно. Да и связь британского правительства с американской разведкой — не повод для сенсационных репортажей, об этом мы догадываемся и так. Поэтому опальный режиссёр в первую очередь делает ставку на изобразительный ряд, на настроение, подчёркнутое тревожным саундтреком, на ощущении безысходности, всегда идущей рука об руку с выбором решившего потягаться с могущественными силами, в результате чего его заведомо ждёт трагичный финал. Поэтому и такое внимание к деталям — жизнь за кулисами большой политики показана яркими, выразительными эпизодами и представляет собой чуть ли не этнографический интерес. Завораживает, с таким же интересом наблюдаешь за рыбками в аквариуме. Не менее примечательна игра Эвана МакГрегора, с лица которого не сходит выражение потерянности. В отличие от героя Мела Гибсона в недавнем блестящем политическом триллере "Возмездие" (также передающем привет семидесятым), персонаж МакГрегора далеко не боец, одержимый кровной местью. К тому же у него отсутствует личная мотивация. Он действительно призрак, был человек и нету — как поётся в известной песне.
Фильм сделан мастерски. Саспенс не выходит на первый план, но его дыхание ощущается всюду. Подчёркнутое холодным прибоем океана, хмурым дождём, серыми красками островных пейзажей, это дыхание — фирменный стиль Полански. Но здесь нет и тени той особой инфернальности, что свойственна почти каждому фильму режиссёра. "Призрак" — скорее чёртик из табакерки, чем дьявольский трактат о сущности зла.
Но возможно, всё это адово пламя в данном контексте вовсе не обязано полыхать большим костром. Ведь этот фильм — дань семидесятым, тому слепку времени, когда верилось, что кино способно изменять мир. И пускай за образом Адама Лэнга почти неприкрыто маячит фигура Тони Блэра. Интрига, заявленная в картине, несмотря ни на какие реалии, родом из детства. Того самого, когда на экране по осенним нью-йоркским улицам ходили Роберт Редфорд и Фэй Данауэй, привнося ощутимый романтический ореол в политические игры Америки.

1.0x