НОМЕР 38 (879) 22 СЕНТЯБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Анатолий Баранов
ОБРЕЧЁННЫЙ КОНКУРЕНТ
Говоря о ситуации, сложившейся вокруг мэра Москвы, следует заметить, что ничего особенного не происходит. И не только потому, что подобное случается уже не впервые. Ожидаемая отставка Лужкова вполне укладывается в еще путинскую тему отмены губернаторских выборов. Об этом много говорят до сих пор, но никто почему-то не спрашивает, а что стоит за этой, в общем-то, неконституционной и совсем не демократической акцией?
Суть же отмены губернаторских выборов в том, чтобы вывести глав регионов из числа действующих политиков, превратив их в чиновников-назначенцев, вроде полпредов в округах, которых президент назначает и снимает, как хочет, и никто на это даже внимания не обращает. Вот буквально на днях сняли Квашнина. И что? И ничего, никакой реакции в обществе, а ведь будь Квашнин, бывший начальник Генштаба, избранным губернатором, он мог бы вполне начать самостоятельную политическую карьеру, а то и, чего доброго, претендовать на высший пост в государстве с большим основанием, чем оба действующих "преемника".
Давайте вспомним, что в странах, где избирают и президентов, и губернаторов, причем не по принципу "преемничества", именно губернаторы являются основным кадровым резервом для занятия поста президента. А вот в странах, где губернаторы — это просто назначенцы, с демократическим выбором главы государства все время случаются какие-то казусы — посмотрите хоть на Украину.
Глава региона — действительно наилучший вариант для будущего президента. Кстати, и Ельцин взошёл на российское президентство не с танка, а с должности бывшего первого секретаря МГК КПСС, а до того возглавлял Свердловскую область.
Собственно, первая в истории атака на Лужкова была осуществлена именно в тот исторический период, когда президентские амбиции московского мэра были вполне реальны, а вот президентские амбиции будущего первого преемника, строго говоря, не были подкреплены вообще ничем, кроме относительно трезвого образа жизни.
Естественно, придя к верховной власти, Путин первым делом начал "истреблять, как класс", возможных конкурентов. Новый абсолютизм требовал новых правил. Но процесс, как видим, слегка затянулся, и последние губернаторы, имеющие серьёзный политический вес, убираются уже вторым "преемником" — но строго в рамках политики первого.
И в этом плане Лужков обречен, даже если ему и удастся зацепиться за свое кресло еще на несколько месяцев. К президентским выборам класс губернаторов-политиков должен быть полностью зачищен. Политическая конкуренция, о которой так трогательно говорил на недавнем Мировом политическом форуме в Ярославле советник президента США Майкл Макфол, — это для государств с республиканским устройством. А у нас — принципат. Еще не монархия, наследование происходит не от отца к сыну, а по принципу пресловутого "преемничества". Но это не республика — точно. А "лужковы" возможны только при республиканских формах правления.
1.0x