НОМЕР 37 (878) 15 СЕНТЯБРЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
МУЗОН
"ОРКЕСТР ВЕРМИШЕЛЬ". "Город без Солнца". ("ГЕОМЕТРИЯ") 2010.
Сразу признаюсь, фильма Сергея Потёмкина с участием Сергея Безрукова, Максима Аверина и Юлии Мавриной я не видел. Так получилось, что современное российское кино, за редким исключением, я готов смотреть только по приговору суда. Наверняка упускаю яркие и важные работы, но пересилить себя пока не в состоянии. Посему сошлюсь на авторитетное мнение Анастасии Белокуровой: "Фильм стал дебютом молодого режиссера Сергея Потёмкина, не первый год стажировавшегося у видного режиссера Кшиштофа Занусси. Воздействие европейского кино на "Город без солнца" очевидно. Впервые после долгого времени (не считая "Прогулки" Алексея Учителя) Санкт-Петербург предстает на экране абсолютно западным городом. На фоне едва ли не декоративных ландшафтов разворачивается человеческая драма, где питерский дух занимает отнюдь не последнее место. Сама история порой кажется сошедшей со страниц Хулио Кортасара или Германа Гессе. Кинематографический аналог происходящему отыщется в творчестве Жан-Жака Бенекса, других режиссеров французской "новой новой" волны. Противопоставление эстетики местного "Энди Уорхола" Алекса и мира итальянской commedia del arte театрального режиссера Семёна (Семён Фурман) занимает одно из центральных мест в фильме. Егор, Люси и Алекс представляют собой своеобразный вариант знаменитой триады — Пьеро, Коломбины и Арлекина. Фильм демонстрирует: придуманный ими мир постоянных перформансов, где даже смерть становится элементом творчества, могут скрасить лишь стихи Даниила Хармса — любимого поэта героини. В данном случае современное искусство выступает метафорой зла, бежать от которого можно разве что только в старые добрые традиции театра масок, что и происходит в трогательном финале фильма, который как нельзя лучше выявил редкую по нынешним временам наивность и беззащитность авторов картины".
Так что попытаюсь рассказать о пластинке "Город без солнца" (музыка к фильму), как о самоценном произведении. Тем более этот тот случай, когда и диск, и его создатели вполне убедительны. Косвенным образом это получило подтверждение на международном кинофестивале "Молодежь и кино" в польском городе Кошалин (2006), где фильм получил приз за лучшую музыку.
"Оркестр Вермишель" появился на свет ещё в девяностые; идеологом и основным автором проекта стал аккордеонист и мандолинист "Аквариума" Сергей Щураков. Название, если верить довольно специфическому тексту "Аквариум как способ ухода за теннисным кортом", предложил Всеволод Гаккель: "Серёжа долго не мог придумать название оркестру. Музыкальный стиль он определил как необарокко, и мне показалось, что было бы неплохо назвать его в итальянском стиле с некоторым элементом абсурда, и я придумал Vermicelli Orchestra". Впрочем, как-то ограничивать себя рамками стиля группа явно не собиралась. "Оркестр Вермишель" представил слушателю целый букет стилей и гармоний, инструментальное разнообразие и исполнительское мастерство. При этом не было впечатления какого-то искусственного нагромождения, где смешение ради смешения. Скорее это изысканная игра талантливых людей, в которой находили свой выход разнообразные увлечения и впечатления — от разнообразной этномузыки, Рахманинова и минимализма до рок-н-ролла и арт-рока. Неизбежно — некоторые элементы подобной музыки могут быть восприняты в свете — "нечто подобное я уже слушал". Иные проявления "Оркестра" звучали с академической силой и совершенством.
Музыка к фильму "Город без солнца" стала одной из последних работ Сергея Щуракова. Три года назад, в возрасте 47 лет, он скончался от отёка лёгких.
Не скажу, что, слушая "Город без Солнца", я получил полноценное представление о перипетиях сюжета, это и невозможно, но атмосфера и характеры персонажей картины благодаря пластинке осязаемо выпуклы. Здесь налицо равноправие художников: композитор не задавлен представлениями съёмочной группы — музыка вступает в диалог с сюжетом, усиливает его.
"Город без Солнца" — калейдоскоп страстей в загадочном Петербурге, городе, инаковость которого всегда была притчей во языцех у русских художников и философов. Петербург тоже стал своеобразным героем фильма. "Нам хотелось, чтобы кадры картины сопровождала контрапунктная музыка, которая помогла бы внести надежду в жёсткий киноматериал, — говорил режиссёр Сергей Потёмкин. — Светлые, позитивные композиции Сергея Щуракова в исполнении "Оркестра Вермишель" дали нужную долю оптимизма моему фильму".
Интересно, некогда отвечая на вопрос журнала "Неформат" — можно ли "вермишельское необарокко" считать образом Петербурга, Щураков ответил: "У меня с Петербургом не было ассоциаций, у меня были ассоциации с Лондоном. И может быть, даже не столько с архитектурой, сколько с моими представлениями о Лондоне… "
Так что пространство для интерпретаций, вольных прочтений открыто. В конце осени ожидается выход последней пластинки "Оркестра Вермишель" "Странник".
А "Город без Солнца" живёт и будет жить самостоятельно: и как цельное произведение с собственной драматургией, так и отдельными композициями. Восемнадцать небольших пьес, предчувствий, притяжений, надежд. "В ожидании Солнца" и уверенности в неизбежности его восхода. Почти завещание незаурядного музыканта и композитора.
1.0x