Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 4 августа 2010

МУЗОН

"Ива Нова" — это пять прекрасных дам из Северной Пальмиры

НОМЕР 31 (872) ОТ 4 АВГУСТА 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
МУЗОН


Ива Нова. "К себе нежно". ("ГЕОМЕТРИЯ") 2010

Скажите мне, что может быть
Прекрасней дамы петербургской,
Когда она захочет свить
Любви изысканную нить
Рукой небрежною и узкой?..
Скажите мне, что может быть
Прекрасней дамы петербургской?..
Николай Агнивцев

"Ива Нова" — это пять (а вместе со звукорежиссёром целых шесть) прекрасных дам из Северной Пальмиры. Команда талантливых и весьма заметных в мире современной русской музыки барышень. Например, Екатерина Федорова, ударных дел мастерица, играла в культовых проектах Николая Судника — "Зга" и "FIGS", успела отметиться с "Ленинградом" и, кажется, даже с группой "Faust". Судник на альбоме "К себе нежно" выступил в роли саунд-продюсера. Также на альбоме засветились "духовые" мэтры Николай Рубанов, Вячеслав Гайворонский, виолончелист Дмитрий Белоусов, перкуссионист Алексей Иванов, вокалист Билли Новик
Но, в отличие от множества "женских групп", где мужчины заправляют бал в качестве идеологов и музыкантов, здесь они привлечены строго в границах необходимости "Ива Нова". При этом "Ива Нова" обходится без агрессивности "лесбо"-формаций нового российского рока и уж тем более без пошлости хабалок из поп-лагеря.
"Ива Нова" образовалась в 2002 году на обломках проекта "Бабслей" и за годы активной деятельности обрела устойчивую популярность, причём как частенько водится в отечественной независимой музыке, за границей, пожалуй, даже большую, чем на родине.
У "Ива Нова", несмотря на внятный список влияний — "Ноль", "Колибри", альтернативный рок, своё симпатичное лицо. Самоопределение: "Ива Нова" — "это экстремальный девичий фольклор, который сочетает в себе славянские мотивы и панковский напор, танцевальные техно-ритмы и авангардные шумовые эффекты". Помимо традиционных инструментов? используются разнообразные горшочки сковородки, и даже стиральная доска, которая в последнее время довольно часто, как полвека назад, становится музыкальным инструментом — на память также приходят экстравагантные финны Cleaning Women и отличный смоленский проект "С коленями как у птицы".
Живые выступления "Ива Нова" — открытое действо, где зритель вполне может стать полноправным участником, стать свидетелем игры страстей. Удостовериться в этом можно, например, на DVD "НеОбыкновенный концерт в ДОМе" ("ГЕОМЕТРИЯ", 2009). Это своеобразная попытка объясниться через необъяснимое. Но пластинка по энергетике совсем не уступает концерту.
Словно нимфы из свиты Артемиды творит "Ива Нова" свой привлекательный и, возможно, пугающий ритуал.
В мифологии ива — заговоренное дерево, посвящённое лунной богине. У даосов ива олицетворяла силу в слабости, в противоположность сосне и дубу: "последние не могут вынести бури и ломаются под порывами ветра; ветви же ивы, уступая порыву, возвращаются затем в прежнее положение и остаются целы". У греков ива посвящена Европе и является эмблемой Артемиды, богини охоты и луны. Вполне — темы и стратегии "Ива Нова". Мир "Ива Нова" наполнен сказочными и фольклорными образами — Луна, Холмогоры, баба Яга. Особое внимание к танцу: здесь "Кавказское танго" и "Финское танго", "Полька-Сердце" и "Вальс". Причём "Ива Нова" пытается по-своему решить исконное противостояние танца и пляски.
"Семантически пляску от танца отличают эмоциональность, "естественность" и свобода: "дикая" и "экстатическая" пляска, часть древних очистительных обрядов, противостоит танцу как цивилизованному и регламентированному правилами "искусству". Пляска — локус эмоций, синоним страстности и стихийности; она свободна от всяких ограничений и подчинена только музыке, которая сама — эмоциональная стихия. Пляс нельзя "исполнить", в него можно только пуститься, отдаться ему, как страсти, как экстазу…В отличие от танца, на котором лежит налёт современной цивилизации, пляска отсылает в глубь прошлого, в Золотой век единства души и тела. Пляска — гораздо древнее танца, она — часть магических ритуалов, оргиастических культов" (Ирина Сироткина. "Пляска и экстаз в России от Серебряного века до конца 1920-х годов").
Так, начинаясь как танец, композиции "Ива Нова" уходят в пляс, и уже неясно (да и неважно) — контролируют ли прекрасные петербургские дамы выпущенные на свободу мелодии.
Молодой ты или старый,
Сгоряча пускайся в танцы.
И пусть испанятся гитары,
И гитарятся испанцы.

1.0x