Авторский блог Андрей Девятов 03:00 7 июля 2010

ВОПРОСЫ С ВЫСТАВКИ

НОМЕР 27 (868) ОТ 7 ИЮЛЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Девятов
ВОПРОСЫ С ВЫСТАВКИ

За последнее время в российских масс-медиа официального и либерального направления значительно усилилась антикитайская риторика. Если верить словам разного рода экспертов, общественных деятелей и "просто" журналистов, то Россия за Уралом уже становится частью Поднебесной: оказывается, только на Сахалине живёт и работает два миллиона китайцев, местные и отчасти федеральные власти полностью контролируются диаспорами "хуацяо", в Москве их скоро будет миллион, в Питере — полмиллиона, поскольку в обеих столицах спешно организуются "чайнатауны", китайская армия на северо-западе страны отрабатывает широкомасштабные наступательные операции, и так далее, и тому подобное...
Насколько оправданы все эти разговоры о "жёлтой опасности"? И, самое главное, чем они обусловлены в то время, когда Кремль всё очевиднее идёт в фарватере политики "вашингтонского обкома"? Конфронтация между Россией и Китаем — заветная мечта американских геостратегов, которые не жалеют долларов на её раздувание... В "глобальном треугольнике" XXI века, о котором уже не раз говорилось на страницах нашей газеты, взаимное ослабление двух сторон — всегда оказывается в пользу третьей. Так, попытка США остановить или хотя бы затормозить бурный экономический рост КНР путём резкого повышения мировых цен на энергоносители привела не только к агрессии против Ирака, но и к "путинскому ренессансу" 2000-х годов.
Сегодня, когда к власти в Америке снова пришли "птенцы гнезда Бжезинского", который выдвинул идеи "Большой Двойки" и "задабривания" Пекина за счёт России, к любым подвижкам политики на китайском направлении необходимо подходить максимально взвешенно и осторожно. Об этом — статьи наших постоянных авторов.
Предварительная оценка Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае (01.05 — 31.10.10) сводится к тому, что стартовавшая в XVI веке в Европе эпоха индустриального общества производства товаров и услуг кончилась (чудес техники не показал никто). А мир пребывает в жесткой войне образов и смыслов того, каким на выходе из кризиса станет грядущее постиндустриальное общество новой глобальной "экономики знаний". По числу посещений и длине очереди перед входом в павильон (до трех часов стояния в каждый) за явным преимуществом лидируют Китай, США и Саудовская Аравия. Второй эшелон (более часа стояния в очереди) занимают павильоны Англии, Германии, Италии, Испании, Японии, Южной Кореи и России. Третий эшелон составляют страны, не претендующие на концептуальность экспозиции. И, наконец, без очереди можно посетить чисто этнографические павильоны таких стран, как Ливия, Нигерия, Литва…
Фавориты войны смыслов на ЭКСПО сделали упор на захват прежде всего не умов, а сердец простых китайцев, составляющих громадное большинство посетителей (от 300 тысяч до полумиллиона в день).
Главный китайский павильон внешними формами темно-красной пирамиды, похожей на перевернутый вверх дном мавзолей Ленина, показывает миру величие страны, уверенно занимающей сакральный "Пуп Земли" и символически подпирающей свод Неба. При этом красная перевернутая пирамида китайской поднебесной государственности величаво возвышается над черным постаментом нижнего павильона культурной специфики китайских провинций. А павильоны всех других стран и народов мира расположены на одном уровне с китайскими провинциями и зрительно воспринимаются не иначе, как дальние окраины Срединного государства желтых людей, лучших из лучших. Внутренняя экспозиция главного павильона КНР соответствует величию внешнего образа и представляет собой гимн стране, побеждающей на реальной стройке лучшей жизни своих граждан. Центром внимания здесь выступает короткий фильм о судьбе трех поколений (60 лет жизни в народной республике) простой китайской семьи, где дедушка вел тяжелое и грубое натуральное хозяйство в деревне, а внуки живут в комфорте великолепного мегаполиса.
Павильон США выполнен без архитектурных излишеств и представляет собой банальный трехзальный кинотеатр закругленной формы. Смысловую нагрузку американцы полностью переложили на искусство кино. В первом зале симпатии китайского посетителя захватывают простые американцы, как бы приглашающие зрителя к диалогу разных цивилизаций. Во втором зале к каждому китайскому посетителю лично обращаются госсекретарь США Х. Клинтон и президент США Обама Б.Х. А в третьем зале демонстрируется вышибающий слезу фильм о мечте глобализации по-американски. Где люди разных рас, зажатые в каменный мешок современного города, в образе дворового садика, наперекор железобетонному бездушию и всесокрушающей стихии, благодаря физической мощи супер-героя — образованного белого англосаксонского протестанта, совместными усилиями, сохраняя культурное разнообразие, воссоздают забытую и растоптанную "железной пятой" индустриализма гармонию человека с живой природой.
Внешне напоминающий летающую тарелку павильон Саудовской Аравии визуальными средствами объемного кино, как бы видом с "ковра-самолета", демонстрирует посетителям как красоту материального видимого мира, так и невидимый духовный мир, возвышающий человека над природой. Как бы приглашает китайцев подняться из "храма природы" в Храм Божий.
Павильоны европейских стран представляют на ЭКСПО яркую ярмарку рациональной культуры (но не технологий) города будущего, поднявшегося на Западе над очагом первопредков современной технической цивилизации. Тогда как эмоционально сильные экспозиции павильонов Южной Кореи и Японии средствами кино и визуального интерактива упирают на резонансы души как критерий лучшей жизни урбанизированного человечества.
Особое место на ЭКСПО занимает павильон России, который за два месяца работы выставки уже посетило более 15 миллионов человек. Опрос китайцев на выходе из российского павильона показал, что экспозиция никого не оставила равнодушным: дети — в восторге, взрослые — в замешательстве, умудренные старцы — в недоумении. А дело здесь в следующем: если Китай показал своему народу и миру овеществленную мечту счастья простых людей, если США зовут китайцев в грядущий глобальный мир, то Россия показала сказку о том, чего нет и быть не может. Превзошла всех в яркой, но бессмысленной иллюзии. Кичливой театральной бутафории беспочвенных грез, но не мечты. Волшебном сне, а не мобилизующей цели. Завораживающей фантазии, но не в образе победы.
Внешне павильон скромен и серьезен, не хуже и не лучше вполне приличных павильонов, например, Польши или Узбекистана. Белый куб его центрального здания как бы окружает хоровод башен, стилизованных под пляшущие фигуры в сарафанах с золотисто-красным узором русского Севера. Внутренне же убранство дисгармонично внешнему облику. Здесь нет России ни прошлой, ни настоящей, ни будущей. Здесь царит кич причудливых цветов, небывалых "волчьих ягод" и "развесистых клюкв" циклопических размеров, громадных вьюнков и стрекоз, огромных лопухов и мухоморов. В сознании зрителя создается дисбаланс между внешним и внутренним, возникает эмоциональный шок, происходит потеря смысловой ориентации, которая увлекает детей в сказочный мир воображения, а взрослых погружает в бредовое состояние, лишенное всякой реальности.
Поводырем по этому миру грез выступает Незнайка, известный китайцам и всему прогрессивному человечеству из сказок Носова "Незнайка в цветочном городе", "Незнайка в городе Солнца" и "Незнайка на Луне" (под потолком павильона висит макет советского космического корабля "Союз", а сам потолок выполнен в форме лунных кратеров, с "окнами" звездного неба). Примечательно и то, что советский Незнайка в новых условиях потерял любознательность занимательного ума и, особенно в образе сувенирной куклы, предстает глупым и несимпатичным страшилой. Россия же в павильоне таки есть. Это и сувенирная лавка с непременными матрешками, расписными подносами и шкатулками. Это и ресторан русской кухни, весьма достойный как по меню, так и по ценам. Чего нет в российском павильоне в Шанхае, так это ни одного китайского иероглифа. А редкие надписи на английском языке ничего китайцам не говорят.
В целом же павильон России своей волшебной сказкой о том, чего нет, подыгрывает Западу, а не Востоку. Зовет не строить, а развлекаться. Как бы уклоняется от вызовов грядущей постиндустриальной эпохи. Выглядит, как игровая комната на утренике в детском саду. Где говорить о чем-либо серьезном (инновации, экономика знаний) просто невозможно. Где уместно загадывать загадки и просить или дарить конфетки. При этом совершенно очевидно, что самой-то конфетки НЕТ. Что есть пустышка, обертка без содержания, яркий фантик. И тут невозможно не сказать пару слов о "шпионах, диверсантах, вредителях и врагах народа". Никакой логикой нельзя объяснить получившийся курьез с бессмысленностью российского павильона на выставке образов выхода человечества из мирового кризиса. Налицо не досадная ошибка дилетантов (все подсказки были), а намеренная скандальная провокация, закамуфлированная под невинную детскую забаву. Подстава высших руководителей РФ, вынужденных что-то говорить в этом интерьере 28.09 в День России на ЭКСПО и на "саммите глобализма" 30.10, перед закрытием выставки. Вполне очевидно, что это может быть либо лирика убаюкивающих общих фраз ни о чем, либо та самая конфетка! Конфетка, которую Россия не показывала никому. И лишь в День России 28.09.10, совпавшим с Днем рождения Конфуция, как знак мудрости "старшей сестры" и особых намерений стратегического партнерства, подарит Китаю.
Такой "конфеткой" могут быть лишь имеющиеся в России уникальные высокие гуманитарные технологии управления поведением людей. На выбор — это либо "психоинжениринг", либо система базовых смыслов когнитивной сферы (икосаэдр Рубанова), либо бизнес-модель экономики знаний с транзакцией как новой учетной единицей богатства и капитализацией времени не как линейной длительности, а как порядка следования событий. Вполне очевидно, что такая "русская конфетка", чтобы конкурировать с другими концептуальными образами, должна восприниматься не логически, но чувственно, зрительными образами искусства кино.

1.0x