Авторский блог Евгений Нефёдов 03:00 9 июня 2010

«КАК НИКТО ДРУГОЙ...»

НОМЕР 23 (864) ОТ 08 ИЮНЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Евгений Нефёдов
«КАК НИКТО ДРУГОЙ...»
Премьера во МХАТе имени Горького на фоне «текущего момента»
…Оттерев и оттеснив генералиссимуса Сталина от праздника Победы своими тщедушными плечиками, высокопоставленные "державники" попытались 9 Мая примерить уже на самих себя его легендарный китель — и это было нелепое, жалкое, печальное зрелище.
…Многотысячному народному шествию, кумачовой лавиной стекавшему в День Победы с Тверской на Манеж, сам Бог велел бы пройти на сей раз прямиком на Красную площадь, но глухая стена омоновцев и тяжелых машин преградила колонне путь, принуждая свернуть к Лубянке, — и это было неправедное, намеренное унижение ветеранов и патриотов.
…На некогда знаменитой, прославленной людьми труда, а ныне нещадно эксплуатируемой капиталистами шахте "Распадская" в ночь перед праздничным торжеством погибли десятки русских рабочих, цвет Кузбасса — и это было огромное, ошеломляющее, непоправимое горе.
…Утомлённый успехами и наградами киномэтр, повинуясь заказу ущербных "реформаторов" истории, сварганил свою грандиознейшую туфту на святую тему войны и Победы — и это было греховное и постыдное, продажное и обречённое на позор деяние.
…Сколько же мук, страданий и болей скопилось в душе в эти дни! Как она, задыхаясь, жаждала чистого воздуха, света, покоя, добра и правды! То есть, по нынешним меркам — хотела совсем невозможного, уповала едва ль не на чудо. И это чудо… свершилось.
К 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне во МХАТе им. А.М. Горького состоялась премьера спектакля "Так и будет!" — поставленного художественным руководителем театра, народной артисткой СССР Татьяной Дорониной по одноимённой пьесе Константина Симонова. Один из самых известных летописцев большой войны создал это, быть может, не самое известное и большое из своих произведений ещё в 1944 году. До Победы было немало тяжёлых и дней, и вёрст, но вера в неё помогала героям пьесы, как и всему народу, не только выжить и выстоять после всего, что каждый уже испытал и вынес. Она давала возможность открыто смотреть в день завтрашний, когда зло, наконец, потерпит крах по заслугам — и жизнь опять устремится к радости и красоте. Так и будет!..
Согласитесь, трудно сейчас, в наши дни, не считать такой спектакль актуальным. Впрочем, умение сделать нужный выбор в нужное время традиционно для Т.В.Дорониной и её театра, что и отличает МХАТ на Тверском от многих его собратьев все эти двадцать смутных годов. В звучащих по ходу спектакля классических симоновских стихах "Жди меня" есть завершающая, негромкая и потрясающая строка: "Просто ты умела ждать, как никто другой". Так вот, способность ждать нужного часа, чувствовать время и творить в нём смело и дерзко, как никто другой, — это как раз о доронинском МХАТе. В самую точку!
Теперь, совсем коротко, об увиденном. Сюжет, предлагаемый зрителю, вроде бы незатейлив, действующих лиц немного, да и "про войну" напрямую речи как будто нет. Ни фронт, ни атаки, ни подвиги, ни стрельба на сцене открыто не фигурируют — всё действие разворачивается, проходит и завершается в более или менее обычной московской квартире. Когда-то в ней жил инженер-строитель Савельев, но в начале июня проклятого сорок первого он уехал с семьёй на отдых, где они все, по запутанным сводкам первых военных дней, и погибли, как гибло тогда великое множество мирных советских людей…
В осиротевшее жилище Савельевых был временно поселён со своими близкими видный архитектор, академик Воронцов (нар. арт. России Владимир Ровинский), лишившийся дома после фашистской бомбёжки. У его дочери Оли (засл. арт. России Ирина Фадина) грянувшая война отняла её первую любовь, ушедшего на фронт и павшего в бою однокурсника. И хотя его место в сердце и в жизни девушки уже года два, как готов занять франтоватый поклонник Сергей Синицын (засл. арт. России Максим Дахненко), сама она не питает к нему ответных чувств. В одиночестве Оля часто включает настенное радио, откуда разносятся песни о войне и любви, внимая которым, юная и смешливая студентка обретает вдруг вид задумчивый, грустный — и это не лёгкая грусть романтичных девичьих грёз, а гнетущая душу тоска о её несбывшемся счастье…
Этого счастья, подобно многим и многим, лишила её война. Та война, которая ещё идёт, где ещё гибнут люди, чьи-то любимые и родные, и где столько непоправимого может ещё случиться. Поэтому даже когда, по воле автора пьесы, на несколько дней в Москву, в свою квартиру, приезжает не сгинувший, живой, но обожженный войной и страданием после потери семьи инженер-полковник Савельев (нар. арт. России Валентин Клементьев), зрители не спешат увидеть в его знакомстве с ласково встретившей гостя Олей намёк на счастливый финал спектакля. Да, взаимность их боли, нежности, бережного общения — налицо, но оставшийся один на всём свете сорокалетний полковник не позволяет себе проявлять хоть в чём-нибудь эти чувства, а уж охваченная нежданным смятением Оля тем паче боится признаться в них даже себе самой…
Эта чистая, трогательная, пронзительная тема становится главной в спектакле, она прямо или косвенно касается всех его персонажей, у каждого из которых — своя судьба, свои горести или радости, мечты и надежды. Это и друг Савельева, никогда не унывающий полковник Иванов (засл. арт. России Александр Самойлов), и преданная командиру майор медицинской службы Анна Григорьевна Греч (арт. Тамара Миронова), и мечтавший перед войной о сцене лейтенант Вася Каретников (арт. Юрий Болохов), и славный мальчишка, приёмный сын полковника и его юный ординарец Ваня (Петя Клементьев), и другие герои пьесы. Все они достойны самого доброго и счастливого будущего, но рассказ о них всё равно не закончится однозначной благостной развязкой. Савельев уедет на фронт, оставив себе и Оле лишь веру в то, что хорошее — ещё впереди. Эта вера, пожалуй, и есть основная идея пьесы: придёт Победа — придёт и время любви и счастья. Так и будет!..
Поскольку автор этих строк — не театральный критик, а просто зритель, претензии на обширную и детальную рецензию — да простят за то и читатели, и актёры — здесь изначально нет. Но есть попытка оценки новой работы Т.В. Дорониной и её коллектива — и сформулировать её хочется определённо и кратко: как же был нужен сейчас, сегодня такой спектакль! Как же нам нужен сегодня такой театр! Вокруг ведь опять разруха, беда, людские потери, попрание законов добра — но с каким просветлением и очищением души выходишь из зала!.. Ибо вместе с прекрасным русским театром веришь: Победа когда-то всё-таки снова будет за нами. Тем более, что пророк, сказавший в трудный для Родины час эти слова, тоже представлен зрителям в самом финале, и живой, не актёрский, сталинский голос лишь утверждает в каждом несокрушимость всё той же священной веры: придёт Победа — вернётся жизнь. Так и будет.

1.0x