Авторский блог Даниил Торопов 03:00 26 мая 2010

АПОСТРОФ

НОМЕР 21 (861) ОТ 26 МАЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Даниил Торопов
АПОСТРОФ

Х.Т. ХАНСЕН. Политические устремления Юлиуса Эволы. — Воронеж-Москва: TERRA FOLIATA, 2009, 176 с.
И снова — Юлиус Эвола, один из главных мыслителей-традиционалистов, бескомпромиссный критик современного мира.
Герман Гессе: "Поразительный, интересный, но и очень опасный автор…"
Мирча Элиаде: "Одна из самых интересных личностей военного поколения. Он действительно человек потрясающих познаний".
Александр Елисеев: "Интерес, вызываемый его трудами, не случаен. Он заслужил его своей блестящей критикой современного мира, своей беспощадностью и абсолютным нонконформизмом, и, наконец, своей личной отвагой, готовностью продолжать борьбу в любых условиях. Под его пером рушатся многочисленные идолы прогрессизма, такие как индивидуализм, демократия, буржуазный псевдонационализм".
"Политические устремления Юлиуса Эволы", авторства австрийского писателя Хакля-Хансена — аккуратное и планомерное изложение творческого пути Эволы. Это первая политическая биография Эволы на русском языке. Адаптация на русский не обошлась без некоторых досадных "косяков", которые, впрочем, не влияют резко негативно на этот важный и интересный текст.
"Согласно Эволе, центром всех вещей является не человек, а Трансцендентное. Независимо того, какой проблемы касается мыслитель, он всегда ищет прямую связь с Абсолютом, то есть с той областью, которая находится за пределами обычного человека. Ведь сегодня человек занят одним, а завтра — совершенно другим, тогда как в соответствии с точкой зрения Традиции, принципы, формирующие фундамент нашего мира, всегда остаются неизменными".
Потому и учение о государстве, которое выдвигал Эвола, предполагало преодоление чисто человеческого элемента. Создание "нового человека" апеллировало не к массе, но к форме элиты-ордена. Основываясь на идеях Платона и даосизма, Эвола считал, что повелевать должны только те, кто обладает подлинной духовностью. Крайне далёкий от сегодняшнего дня ориентир.
Зигзаги парламентской демократии Эволе были тотально чужды, он никогда не принимал участие в выборах, далёк был и от партийной политики. В мире победившего либерализма Эвола не призывал к действию, его выбор — "аполитея" — тотально далёкая от политики позиция зрелого мыслителя.
Для Эволы главное — идеи и принципы, а не институты.
Интересны тексты и фигуры, повлиявшие на идеи Эволы. "В духовном и философском плане он избирает курс, всецело отличный, от того коим следует большинство сегодняшних интеллектуалов, чей путь проходит от Декарта к Гегелю, Марксу, Сартру и франкфуртской школе. Курс Эволы был таков: Платон, Сенека, Спиноза, Вико, немецкий идеализм, де Бональд, де Местр, Доносо Кортес, Ницше, Вейнингер, Шпенглер и Михельштедтер". Плюс — Артуро Регини и Рене Генон.
Принципиальный момент: "Эвола хотел выстроить единое, взаимосвязанное и поэтому неумолимое мировоззрение, которое включило бы все эти элементы и вело к целостности. Благодаря такой внутренней согласованности почти невозможно удалить один элемент и заменить его более "приемлемым". Один момент логически приводит к следующему, вынуждая либо принимать, либо отвергать это мировоззрение целиком".
Для Эволы современность тождественна упадку, он неуклонно подчёркивал неснимаемое противоречие между нашей реальностью и миром Традиции.
Не случайно одна из главных работ носит название "Восстание против современного мира" — также некоторые исследователи и последователи именуют жизненный и творческий путь Юлиуса Эволы.
"Эвола утверждает, что мир пребывает не в состоянии постоянного совершенствования, но скорее, в процессе нарастающего упадка. Причина такого положения дел — в возрастающей десакрализации жизни и истории. Священное, которое пронизывало и возвышало каждый аспект жизни в традиционном мире, от семьи до государства, было полностью утрачено и заменено чисто экономическими отношениями, повлекшими за собой небывалую механизацию и стандартизацию".
Главное острие критики Эволы было направлено на буржуазный мир во всех его проявлениях: "Именно бюргер повинен в том, что сегодня утверждение, которое посчитали бы ересью в иные, нормальные времена, представляется самой естественной вещью в мире: я имею в виду утверждение о том, что экономика есть наша судьба и предназначение, что прибыль суть цель всей нашей жизни, а сделки и торговля являются "деянием". Это на совести бюргера превращение всякой ценности в представления о доходности, преуспевании и комфорте, в единицы спекуляции, спроса и предложения, которые ныне составляют суть нашей цивилизации".
Несмотря на некоторые наивные ярлыки, взаимоотношения Эволы с консервативно-революционными режимами и их идеологами были более чем непросты. Характерный выпад против Розенберга — "Современный парадокс: расистское язычество = либеральное просвещение". Эвола критически отмечал наличие в этих движениях множества идолов современности, вроде апологии науки и ориентации на количественный принцип. Кстати, благодаря создателям серии "Библиотека расовой мысли" можно ознакомиться с работами фактических оппонентов Эволы, правых биодетерминистов. И надо заметить, давняя полемика актуальна и по-прежнему имеет место быть среди политических нонконформистов.

1.0x