Авторский блог Сергей Угольников 03:00 19 мая 2010

ВОЛОС ДОЛОГ...

НОМЕР 20 (861) ОТ 19 МАЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Угольников
ВОЛОС ДОЛОГ...

Исторически сложилось так, что термин "актуальное искусство" в РФ во многом ассоциируется со вторжением на постсоветский рынок художественных актов Олега Кулика. И сколько бы ни пыталась культурная общественность постфактум донести до публики мысль, что его творчество — не образец оригинальности, "идея, овладевшая массами", стала практически материальной. Благодаря воздействию телевизионной среды электорат осознал надолго, что действо "человек кусает Кулика" — это и есть тот самый перформанс, всё, что должен знать о современном искусстве представитель среднего класса. Но такая централизация внимания вокруг единственного персонажа попутно провоцирует активность, умножающую сущности сверх необходимых, что производит неожиданный эффект.
К таким сюрпризам следует отнести аудиовизуальную инсталляцию Дмитрия Каварги "Волос Кулика", открытую в выставочном зале Гридчина на Ильинском шоссе. Согласно официальной версии, волос мэтра актуализма, упав в ходе дискуссии, не был утерян для неблагодарных потомков, но был сохранён в пробирке. Там он начал пробиваться к свету, заполоняя собой окружающее пространство и грозя вырваться наружу, поэтому результаты эксперимента были перенесены в галерею. Для наблюдения за торжеством контркультурной трактовки научности зрителям выдавались белые халаты, что сделало их соучастниками взращивания атавизма. Или экспертами, ведь волос хранит много информации о рационе своего владельца. Каждый может почувствовать себя кем угодно, от персонажа книги "Приключения Карика и Вали" до участника церемонии наблюдения за цветением сакуры, сильно изменившейся при перемещении с Дальнего Востока.
Хотя при просмотре можно представить себя и перемещающимся во времени, ведь инсталляция, вне зависимости от изначального авторского замысла, реанимировала давнишний, самый эстетически-провальный из переломных этапов научных изысканий, соотнося зрителей со временами экспериментов Трофима Лысенко. "Самозарождающийся" волос, пробивающийся из синего, как бы картофельного глазка, через биомассу дождевых червей, тропических жуков и палочников в пластиковых ретортах: ну чем не наглядное опровержение теории ДНК? Стеклянные пластины, украсившие собой стены, в этом ракурсе могут символизировать альтернативную точку зрения на природу и механизм наследования. В прозрачных листах наверняка находится приплюснутая, но одновременно трёхмерная модель рибонуклеиновой кислоты, которая явилась исследователю в судьбоносный момент облысения. Запутавшиеся и свисающие сверху мотки могут быть подтверждением существования кустистой пшеницы. А "белые одежды" экскурсантов — это практически вторая экранизация перестроечного романа Дудинцева (нелишне напомнить, что и телесериал был оглушительной победой постмодернизма над ограниченностью конъюнктурного автора).
Другое дело, что само здание галереи Гридчина — это явно не паслёновая культура, и своей строгой формой оказывает влияние на содержание выставки. В данном случае высокие серые стены с геометрически правильными проёмами окон вдруг стали похожи на пресс, который каждый день, по капле, выдавливает из художников искусство. Синтез идей под высоким давлением замысла. Концентрируют такие переживания остатки прошлой экспозиции — огромные "Красные люди" проекта-исследования "Арт-конструктор". Алые деревянные человечки, похожие на деревянных солдат Урфина Джюса, могут сойти и за подсобных рабочих художественного процесса, и за детали контролирующей структуры, не позволяющей тоталитарному волосу выбраться на волю, в пампасы садового участка.
Неизвестно, к чему приведут дальнейшие эксперименты, обыгрывающие незабвенный образ. Возможно, множество отростков кулика превратятся в длинную нить, из которой соткут холст, на котором нарисуют домики над рекой. Или клиники по пересадке волос начнут судиться с антинаучным подходом к своей деятельности.
А волны, что будут распространяться вокруг выставки, одновременно станут по-новому влиять на художественный процесс, заполняя лакуны отсутствующих смыслов.

1.0x