Авторский блог Анастасия Белокурова 03:00 12 мая 2010

БРЕМЯ ТЁМНОГО ЧЕЛОВЕКА

НОМЕР 19 (860) ОТ 12 МАЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Анастасия Белокурова
БРЕМЯ ТЁМНОГО ЧЕЛОВЕКА

"Меня зовут Кхан" (Индия, 2009, режиссёр — Каран Джохар, в ролях — Шахрукх Кхан, Каджол, Кристофер Б. Дункан, Карл Марино, Дуглас Тейт, Стефани Хакабай, Джимми Шергилл, Кэти А. Кин, Биг Спенс).
Нам не важно, белые они, чёрные, азиаты, христиане, иудеи, вегетарианцы, гетеросексуалы или гомосексуалисты, они даже могут быть из Манчестера.
Дуги и Эдди Бримсоны. "Дни дерби".

"Меня зовут Кхан. И я не террорист", — твердит задержанный в аэропорту индиец-аутист Ризван Кхан, страдающий синдромом Аспергера (боязнь незнакомых мест, новых лиц, громких звуков и желтого цвета). Он направляется из Сан-Франциско в Вашингтон. Встретиться с президентом Бушем и рассказать ему о себе. На дворе ноябрь 2007-го. События 11 сентября уже перевернули главную страницу в отношениях мусульман и остального мира. Но Ризван еще в детстве усвоил урок: люди делятся только на плохих и хороших. И свято следует этому правилу.
Приехав из Индии в Сан-Франциско к своему преуспевающему младшему брату, Ризван с трудом постигал азы науки выживания в большом городе. Пока не встретил бойкую Мандиру — разведённую индийскую девушку, воспитывающую сына Самира. Несмотря на свою болезнь, Ризван покорил Мандиру добротой и детской наивностью. Она вышла за него замуж, несмотря на то, что Ризван — мусульманин, а она исповедует индуизм. Семейная идиллия продолжалась недолго. После падения башен-близнецов отношение американцев к мусульманам резко изменилось. Расовая нетерпимость привела к тому, что маленький Самир погиб в стычке с непримиримо настроенными подростками белой расы. Мандира обвинила в произошедшей трагедии Ризвана и его религию. Чтобы доказать свою невиновность, Ризван отправляется в путешествие по Америке. В надежде встретиться с президентом и объявить на всю страну, что он не террорист.
Был такой старый индийский фильм "Я докажу всему миру!". Полный невероятных приключений и невинного юмора. Но в наши дни столь ярко выраженная личная позиция имеет свойства окрашиваться в совсем иные тона. Индийский блокбастер от молодого и очень кассового режиссёра Карана Джохара после внеконкурсного показа в Каннах путешествует по экранам планеты. По слухам, он доберётся в мае и до наших кинотеатров. Редкий случай, учитывая, что российские прокатчики игнорируют Болливуд целиком и полностью. Но случай с фильмом "Меня зовут Кхан" — особый.
Чтобы понять, с чем мы имеем дело, необходимо немножко погрузиться в современную индийскую киноиндустрию. Главную роль играет самый значимый человек в нынешнем Болливуде — Шахрукх Кхан. Он не только носит ту же фамилию, что и его герой, но и подвергся таможенному произволу в американских аэропортах во времена съёмок этого фильма — кинозвезду попросту не хотели пускать в Америку. К тому же в реальной жизни он, будучи мусульманином, так же женат на девушке-индуске, как и его персонаж. Об уровне его популярности может свидетельствовать тот факт, что американский режиссёр и сценарист Пол Шредер в компании с Мартином Скорсезе запускают новый проект, который будет сниматься в Индии, а главные роли сыграют Леонардо Ди Каприо и Шахрукх Кхан. И судя по всему, это кино оставит успех "Миллионера из трущоб" Дэнни Бойла далеко за бортом.
Шахрукх Кхан — актёр огромного обаяния. Если и требовался человек, способный с первых минут завоевать симпатии аудитории, то иного выбора представить нельзя. В первой половине картины — романтической, трогательной, овеянной кинематографическим ветром улочек Сан-Франциско — Шахрукх Кхан целиком и полностью подчиняет себе зрителя. И в актёрском мастерстве ничем не уступает Тому Хэнксу в оскароносном "Форресте Гампе". Но когда Каран Джохар, автор популярнейших мелодрам, ступает на стезю социально-политического кино, наступает крах и всё катится в тартарары. Всё, но не концепция.
Если смотреть на современность глазами простого человека, исповедующего ислам, то возникновение подобного фильма абсолютно оправдано. Понятно, что не все мусульмане — террористы. Но какими средствами, какими штрихами рисуется нам эта доходчивая мысль?
Единственными друзьями, которых находит Ризван в своём долгом пути, становятся негры-христиане, живущие маленькой общиной в самом сердце Джорджии. Видимо, по замыслу режиссёра ислам и христианство способны обрести альянс лишь в том случае, если представители этих конфессий — не белые. "Покрась это чёрным", — пела когда-то группа "Роллинг Стоунз", и, судя по всему, Каран Джохар последовал совету Мика Джаггера всерьёз. В финале эта мысль обретает совсем невиданный размах, но об этом позднее.
Затем Джохар показывает нам, как Ризван видит агрессивных мусульман, собирающихся в мечети. Он произносит речь о любви, пути которой должен следовать ислам, после чего звонит в ФБР и "сливает" радикалов властям. Однако именно его хватают и сажают в тюрьму по подозрению в терроризме. В любой другой стране он сгинул бы без следа, но свидетелями этой сцены стала парочка юных индийских телевизионщиков. В лучших традициях американского политического кино они производят журналистское расследование и добиваются освобождения Ризвана. Помогает им в этом опять же индийский представитель канала "Би-Би-Си".
С такой национальной поддержкой Ризван Кхан, сам того не подозревая, становится новым героем Америки. Именно он (и еще кучка представителей восточной расы) собственноручно восстанавливают деревеньку негров в Джорджии во время нашумевшего стихийного бедствия. И вот уже по всей стране мусульмане гордо следуют примеру Ризвана: провозглашают распоясавшимся белым американцам свои имена и то, что они не причастны к сентябрьским взрывам.
Тем временем выборы выигрывает Барак Обама. Белый президент, постоянно ускользавший от Ризвана и плюющий на то, что он — не террорист, сменяется очередным лидером. Он-то как раз не откажет мусульманину-аутисту в личной беседе. На этой смугло-чёрной ноте справедливость восторжествует. А кино закончится.
Ранее индийская киноиндустрия не раз обращалась к подобной теме. Но только в контексте внутренних конфликтов, которые, похоже, не перестанут трясти эту страну никогда. Был отличный фильм Камала Хасана "Дыхание времени" (там Шахрукх Кхан также сыграл мусульманина), посвящённый резне в Калькутте в сороковые годы, в ходе которой приверженцев ислама и индуистов погибло великое множество. И ряд других удачных и не очень, картин, в той или иной степени связанных с терроризмом. Но именно Каран Джохар, этот "золотой мальчик", не сходящий с обложек глянцевых журналов, как никто другой почувствовал конъюнктуру момента. И создал манифест.
Ведь это совершенно беспроигрышный вариант — сделать главного героя аутистом, невиновность которого априори определяется его болезнью. В результате зрителю не дано право выбора. Он обезоружен. Ведь против такого лома приёма нет. А для большего правдоподобия совершенно невероятной истории фрагментарно показаны радикально настроенные мусульмане. Те, которых Аллах так и не научил любви.
Самое удивительное, что весь этот индийско-негритянский цирк предназначается не для "внутреннего пользования", а для мировой аудитории. На главные роли приглашены суперзвёзды, в том числе и актриса Каджол (Мэг Райан индийского кино), сыгравшая Мандиру. Экранная магия Шахрукха Кхана и Каджол давно покорила не только восточный мир, но и добрую половину нашей планеты, не исключая Россию. Люди просто пойдут в кино, чтобы взглянуть на своих любимцев. И будут растроганы. Ведь хитро использованные наработки "Форреста Гампа" привносят в происходящее необходимый удар под дых.
Как говорится, без вариантов. При этом за всей душещипательной историей как-то забывается тот факт, что мы имеем дело с экспансией мусульманского мира, какие бы цели он ни преследовал. И сделан фильм не с привычной растерянностью и странным чувством вины, свойственным большинству европейских режиссёров, обращающимся к этой теме. А вполне с конкретным посылом.
Судя по картине, слияние двух культур ознаменует начало новой эры. И в ней вряд ли отыщется достойное место для кого-нибудь из нас. Если только мы не последуем примеру Майкла Джексона, но наоборот. Или не станем в срочном порядке совершать намаз в российской деревне, как герой Евгения Миронова в фильме "Мусульманин". Только судя по современной политике в нашей стране, исповедующих ислам там будет уже большинство.

1.0x